Ирина Коврижных
Конструкт НОД по экологическому образованию «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт непрерывной образовательной деятельности (НОД)
По экологическому образованию «Земля – наш общий дом»
для детей 5 – 6 лет
Тема (проект, событие) : «Земля – наш общий дом»
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Форма НОД: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Форма организации: групповая (работа со всей группой, единое содержание)
Образовательная область : интегрированное занятие
Методы: демонстрация, упражнения, рассказ, беседа, игра, мультимедийная презентация.
Публикация «Конструкт НОД по экологическому образованию „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Дома, улицы, город. Конструирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Формирование экологической культуры у детей. Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
- для детей с нарушением зрения более активно использовать практические методы работы, наглядные – показ материала крупного размера.
Задачи:
Образовательные :
- Познакомить, закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе;
- Активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.).
Развивающие:
- Развивать чувство сопереживания и участия в окружающей человека действительности. формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.
Воспитательные:
- Воспитывать, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Этапы
(последовательность) деятельности,
приемы
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей
Планируемый результат
1. Вводная часть
Организационный этап.
2. Основная часть
Физкультминутка
«Медвежата»
Дидактическая игр «Сортируем мусор» Воспитатель: - Ребята! Доброе утро! Давайте друг другу улыбнемся и поприветствуем! Послушайте одно интересное стихотворение!
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика —
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
- Ребята! О чем это стихотворение! И кто догадался, какая тема нашего занятия сегодня?
- Конечно, мы будем говорить о природе и нашей планете Земля. Ведь Земля – это наш общий дом.
Воспитатель: - Мы с вами в течении всей этой недели говорили о природе нашей планеты. О правилах поведения в природе. А наша планета, что это?
Воспитатель: - Конечно, это земля, леса, поля, водоемы и животный мир.
Послушайте теперь загадку и угадайте ее.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (воды)
(на доске вывешиваю иллюстрацию с водоемом)
Воспитатель: В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы – это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой Скажите, для чего нам нужна вода?
Воспитатель: Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? Где живет вода?
Воспитатель: Ребята! А сейчас послушайте меня и отгадайте загадку, про что в ней говорится?
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны, Реки, горы, океаны? (глобус).
Воспитатель: Глядя на глобус мы видим, что вода бывает разная, какая?
Вода у нас синего цвета на глобусе, посмотрите, сколько на глобусе показано воды. Как мы с вами уже знаем, вся вода земного шара состоит из морей, рек, озер, океанов.
Воспитатель: А кто скажет, можем ли мы пить морскую воду? Конечно, морская вода очень соленая.
Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. Почему это происходит?
Воспитатель: - А давайте проведем опыт с водой, и покажем как ее можно загрязнить. ( Цель: Выяснить, что будет с чистой водой если её загрязнить, используя простые краски.)
Воспитатель: Из речки можно пить воду?
Поливать огород?
Грязную воду выливать в реку?
Пускать кораблики?
Ловить рыбу?
Бросать в реку камни?
Купаться?
Воспитатель :Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как это сделать?
Воспитатель: Ну что же, ребята, снова в путь, но прежде нужно отдохнуть.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так – дружно дерево качали. (наклоны туловищем вправо и влево).
И вразвалочку ходили, и из речки воду пили.
Вот так, вот так и из речки воду пили. (наклоны вперед)
А еще они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно руки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг скок, Прыг скок! Веселей скачи дружок!
Воспитатель: Ребята! Послушайте еще одну загадку:
Черным - черно, но не страшна,
Всем людям мать-кормилица она.
Входит ребенок в костюме земли, читает стихотворение:
Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
Воспитатель:- Да, ребята, прямо скажем ситуация печальная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает очень много мусора - целые грузовики. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
Может мусор можно как-то использовать?
Воспитатель: Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор?
А закапывать в землю?
Воспитатель:- Ребята, а знаете ли вы, в какой из стран перерабатывают весь мусор? (В Японии, там даже построили искусственный остров из переработанного мусора).
Воспитатель:- Скажите, ребята, а вы знаете, что такое металлолом? Металлолом – это не нужные металлические предметы.
Воспитатель: А макулатура? Макулатура – это бумага, которую выбрасывают люди, коробки, упаковки.
Воспитатель: Можно ли их как-то использовать? А как используют пустую бутылку?
Воспитатель: Посмотрите, какой огромный кулек приготовили выбрасывать. Давайте с вами поиграем.
Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети сортируют картинки по урнам (бумага, стекло, еда и пластик с пластмассой).
бумага, картон - макулатура,
пакеты - полиэтилен,
пластиковые бутылки - пластмасса,
баночки, жесть - металлолом,
яблоко, картофель - пищевые отходы
Воспитатель спрашивает у детей: Какой вид мусора у каждого в пакете? (Дети отвечают). Что вы поняли, ребята? (Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор).
Воспитатель: - А сейчас мы с вами немного разомнем наши пальчики. Дети сидят за столом и слушают
Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя. Активно учувствуют в беседе.
Слушают загадку и
дают на нее ответ.
Отгадывают, что это вода и смотрят на иллюстрацию воды.
Пить, купаться, вода нужна животным
Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.
Пресная и солёная, морская.
Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря.
Дети смотрят на опыт с водой и делают выводы. Вода имеет свойства растворять вещества и приобретать разный цвет. Та вода, которую закрасили, стала мутной, грязной и её нельзя даже пить.
Экономить воду, не загрязнять
Дети становятся в круг, проводится игра с мячом «Земля, воздух, вода» :«земля» - ребенок называет животного, «воздух» - птицу «вода» - обитатели водных глубин.
Дети встают из - за столов и начинают вместе с педагогом делать физкультминутку. При этом повторяют слова текста.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети высказывают свои предложения). Отвечают на вопросы.
Все, что сделано из металла.
Это все бумажные отходы: картон, старые газеты.
Отвечают на вопросы воспитателя, активно учувствуют в беседе.
Формирование положительного эмоционального фона на занятии.
Заинтересовать детей в занятии к деятельности с педагогом.
Организация детей на предстоящую деятельность.
Мотивировать детей на работу.
Проявление инициативы в ответе на вопросы.
Формирование готовности к восприятию.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к совместной деятельности с педагогом.
Проявление любознательности, новые познания.
Развитие умения использовать речь педагога как источник информации.
Снять мышечное напряжение
Внесение эмоционального заряда, выработка четких координированных движений
Развитие логического мышления и соображения путем отгадывания загадок.
Умение отвечать на вопросы педагога по теме.
Умение правильного восприятия информации.
Пальчиковая гимнастика
«Жирафы и слоны»
Просмотр презентации «Берегите лес!»
Коллективная творческая деятельность Аппликация «Карта дружбы»
3. Заключительный этап. Рефлексия. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде,
(ребенок хлопает ладошами по всему телу)
На лбу, ушах, на шее, на локтях.
(обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела).
На носах, на животах, на коленях и носах.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах.
(обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела).
Воспитатель: Молодцы ребята! Садитесь на свои места. Сейчас давайте посмотрим и подумаем, что на глобусе и на картах изображено зеленым цветом.
Наша страна очень богата лесами, и в разное время года лес нас радует своей красотой. Давайте закроем с вами глаза и послушаем музыку леса.
Воспитатель: Я не зря вам включила музыку леса. Сейчас мы с вами поговорим о лесе, и как нужно и можно оберегать лес и лесных жителей.
Воспитатель: Ребята к нам под дверь кто то принес письмо, давайте его прочитаем.
Здравствуете дети, меня зовут Лесовичок, я живу в лесу и очень расстроен, что многие люди приходят в лес и оставляют после себя мусор, непотушенные костры. И я хочу убедиться, что вы знаете правила поведения в лесу. Поэтому у меня для вас есть небольшая презентация о правилах поведения в лесу и о том, как страдает наш лес. А после того, как вы ее посмотрите, я хочу чтоб вы выполнили одно задание.
Воспитатель: И так ребята, давайте посмотрим презентацию от лесовичка.
Ребята! Кто обитает в лесу? Какую пользу приносит лес для человека? Почему нельзя мусорить и разводить костры в лесу? Теперь вы понимаете, почему нужно оберегать лес, потому что лес – это богатство нашей планеты Земля, в нем растет много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. А теперь нам предстоит выполнить еще одно задание Лесовика. Он очень просит оградить нашу планету от плохого воздействия человека. И он предлагает вам каждому приложить свою руку помощи нашей планете.
Коллективная творческая деятельность Аппликация «Карта дружбы».
Воспитатель: Ребята! У вас у каждого лист цветной бумаги, карандаш, ножницы и клей. Вам необходимо обвести свою ладошку, вырезать ее и приклеим вокруг нашей планеты Земли, изображенной на плакате.
Воспитатель: Ребята! Мы все с вами большие молодцы, выполнили задание Лесовичка. Помогли защитить Землю. Вам понравилось путешествие по природе нашей планеты Земля?
Дети вытягивают руки и начинают выполнять пальчиковую гимнастику.
Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Рассматривают глобус.
Дети слушают музыку леса.
Дети заинтересованы сюрпризным моментом.
Смотрят презентацию и слушаю комментарии воспитателя.
Дети слушают задание Лесовичка и приступают к работе.
Дети с воспитателем подводят итоги деятельности. Рады полученному результату. Снять мышечное напряжение и развитие мелкой моторики пальцев и рук.
Внесение эмоционального заряда.
Восприятие информации с помощью прослушивания звуков природы. Настрой на положительный эмоциональный настрой.
Воспитание в детях положительного настроя на коллективное творчество.
Подведение итогов деятельности занятия.