Надежда Фролова
Конструкт интегрированного занятия в подготовительной группе «Одежда русских людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Одежда русских людей»___
Возрастная группа : подготовительный дошкольный возраст___
Форма совместной деятельности: занятие – путешествие по реке времени «Русский народный костюм»___
Форма организации (подгрупповая, индивидуальная)__подгрупповая___
Учебно-методический комплект: Л. Коломийченко «Социальное развитие детей дошкольного возраста» ___
Средства:
Публикация «Конструкт интегрированного занятия в подготовительной группе „Одежда русских людей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
зрительный ряд: иллюстрации с изображением русских народных костюмов (рубаха, порты, пояс-кушак, сарафан, кокошник)___
литературный ряд: загадка, художественное слово ___
музыкальный ряд: Русская народная песня «Было у матушки 12 дочерей»; Русская народная песня «Во - кузнице» ___
Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: ___
Методы: Словесный: рассказ, беседа, художественное слово, объяснения, уточнения, пояснения;___
Наглядный: просмотр и рассматривание;___
Практический: изготовление поделок (роспись кокошника и плетение пояса, ___
Игровой: русская народная игра «Долгая Арина», «Карусель»___
Раздаточный материал: силуэты кокошника, кисточки клеевые, клей, кисточки для росписи, краски, фломастеры, салфетки, стаканчики под воду, подставки, карандаши, полоски тесьмы для плетения пояса – кушака.
.
Составители: Фролова Н. Н
МБ ДОУ «Детский сад Родничок»
Технологическая карта
Тема
Цель Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС:
Обеспечивать развитие первичных представлений о культуре и культурном наследии, о роли традиций в жизни русского народа раньше.
Задачи
Обучающие: Освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории цивилизации.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Развивающие: Создание условий для развития у дошкольников представлений о русском народном костюме, особенностях его внешнего вида. Обогащение активного словаря (кушак, косоворотка, сарафан, кокошник); развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества.
Материал: иллюстрации с изображением русской одежды, для творчества: (силуэты кокошника, кисточки клеевые, клей, кисточки для росписи, краски, фломастеры, салфетки, стаканчики под воду, подставки, карандаши, полоски тесьмы для плетения пояса – кушака).
Этапы, последовательность совместной деятельности.
Цель. Организация совместной деятельности Деятельность педагога
(методы, приемы) Средства Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Материалы
Утренний сбор.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Сегодня на самом деле очень «доброе» утро. И поэтому мы все в хорошем настроении.
Приветствует детей.
Художественное слово
Приветствия детей.
Вхождение в тему.
- Вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься?
- Ответ на этот вопрос вы получите, отгадав загадку.
Загадку отгадаете, потому что знаете:
В чем гулять, а в чем играть,
В чем укладываться спать,
Что зимой надеть, что летом -
В этом нет для вас секрета,
Только время не теряйте -
Поскорее отгадайте!
Посмотрите друг на друга, какие вы все красивые, а какие наряды у нас сегодня необычные. Как вы думаете, почему? И для чего людям нужна одежда?
Ребята, а вы любите путешествовать?
А вы хотите прямо сейчас отправиться в увлекательное путешествие?
Предлагаю вам заглянуть в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.
Но прежде, чем отправиться в путь, скажите, в какой стране мы с вами живем?
Верно. Россия – большая страна, а вы знаете, как ее в старину называли? (Русь). Именно в старые времена мы с вами сейчас заглянем.
Готовы отправиться в путь? А на чем можно отправиться в прошлое? Подскажите, ребята.
Тогда отправляемся в путешествие на «Волшебной карусели времени».
Задает вопросы.
Загадывает загадку.
Задает вопрос.
Предлагает отправиться в путешествие на «Карусели времени».
Художественное слово Отвечают на вопросы.
Рассуждают.
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопрос.
Рассуждения детей.
Игровой момент
«Карусель времени» Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом быстрей, быстрей,
закружилась карусель,
Тише, Тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз, два, три, четыре, пять - о русском костюме хотим все узнать.
Художественное слово.
Эмоционально включает детей в действие.
Проговаривает слова вместе с детьми. Эмоциональное включение детей в действие.
Осуществляют игровые действия.
Беседа об одежде
Рассказ воспитателя
Вот мы и оказались с вами в Древней Руси. Ребята, а вы знаете, из чего в давние времена шили одежду?
Расскажите, дети, как получали такие полотна?
(Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных – получали нити,
ткали на ткацком станке – получали полотно – серую холстину).
Все правильно, ребята, так и было. А чтобы ткани получились
яркими и нарядными, их красили. Вы знаете, чем красили? В давние времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем: листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы. А скажите, кто шил одежду по Руси?
(Портные всю зиму шили, а иногда весь год) Мастерицы –
рукодельницы вышивали да рядили такую одежду.
Как вы думаете, ребята, трудно было сшить такую одежду?
Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие
наряды.
- А как вы думаете, ребята, как этому можно было научиться? Ведь в старину в деревнях не было специальных учебных заведений, обучавших такому ремеслу. Рукодельницы девочки нам сейчас покажут и расскажут, как это было.
Задает вопросы.
Дает возможность детям высказаться.
Обращается к опыту детей.
Дети размышляют об одежде, из чего ее шили, то ее шил, чем красили, включают свои знания об одежде.
Пополняют свои знания.
Слушают.
исполняют русск. нар. песню «Было у матушки 12 дочерей»;
сценку «Рукодельницы», частушки.
Игровой момент
Игра «Долгая Арина» После работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь да
плясать, в игры разные играть. Художественное слово.
Эмоционально включает детей в действие.
Осуществляют игровые действия.
Беседа.
Рассказ воспитателя. Молодцы, хорошо песни пели и играли. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Так и нам пора продолжать беседу.
Ребята, скажите, что являлось главной одеждой на Руси?
Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские –
длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту,
краю рукавов вышивкой. Мужские рубахи имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.
А мастерицы-рукодельницы вышивали рубахи, да припевали.
«Как на Ваниной рубашке
Вышью я ромашки
Ландыши да кашки»
А что же на рубашке повязано?
Это пояс-кушак.
В старину рубаха обязательно должна была быть
подпоясана. К поясу привязывали нож, ложку.
А вы знаете, ребята, что мужская старинная рубаха называлась – косоворотка. Как вы думаете, почему? Посмотрите на наших мальчиков… Ну-ка мальчики, выходите, свою удаль покажите… (исполняется песня «Во кузнице»).
Ай, да молодцы, и про сарафан не забыли. Именно сарафан носили девочки и женщины в старину.
Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафан мягко струился, при ходьбе делал женщину похожей на лебедушку. Поэтому в народе говорили: «Красна девица идет, что лебедушка плывет». Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.
А какие головные уборы носили в старину девочки?
Украшением девушки была длинная коса, заплетенная яркими
лентами. «Девичья коса – всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными.
Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой.
Правда красиво жили наши прабабушки и прадедушки?
Такую одежду передавали по наследству от прабабушки к бабушке, от бабушки к вам. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
Сегодня мы с вами так много узнали о мастерах и рукодельницах, о том какую одежду носили люди на Руси. Показали это в песнях, играх, прибаутках.
Обращает внимание на иллюстрации. Активизирует мыслительную деятельность детей, обращаясь к их знаниям.
Задает вопросы.
Дает знания.
Картинки с изображением одежды, которую носили на Руси. Рассуждают, слушают, высказывают собственные суждения.
Пополняют свои знания.
Отвечают на вопросы.
Слушают.
Изготовление деталей одежды.
Рефлексия.
А вы хотите сами изготовить элементы одежды? Я предлагаю девочкам – рукодельницам украсить кокошники, а мальчикам мастерам – пояс – кушак.
Но для этого нам необходимо вернуться в настоящее, в нашу группу.
У нас есть несколько мастерских, пожалуйста выберите себе ту, где вам будет удобно выполнить свою работу (раскрасить или сделать аппликацию по желанию детей).
Ребята, что вы узнали во время путешествия, что вам больше всего понравилось? В чем возникли трудности?
Предлагает подойти к столам с материалом.
Задает вопрос.
Возвращаются с помощью «Карусели времени» в группу.
Дети подходят к столам,
включаются в деятельность.
Высказывания детей.
силуэты кокошника, кисточки клеевые, клей, кисточки для росписи, краски, фломастеры, салфетки, стаканчики под воду, подставки, карандаши, полоски тесьмы.
Открытость. -Мы побывали в прошлом, узнали, какую одежду носили по Руси мужчины и женщины.
А вам интересно еще узнать, какая обувь была в старину? Какую верхнюю одежду носили наши предки?
Попробуйте дома, с родителями найти иллюстрации данной одежды, фотографии, или нарисуйте рисунок,
а затем совместно оформим выставку русской народной одежды. Нацеливает на дальнейшие действия. Выражают свое отношение к предложенному.