Наталья Николаевна Шумеева
Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом.
Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать старших хорошими поступками.
Развивать умение находить выход из трудных ситуаций.
Учить детей оказывать посильную помощь в случае ее необходимости.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры „Быт и основные занятия русских людей“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы поговорим о том, чем занимались наши предки и где они проживали. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.
Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»? Ее отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола в золе – жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание : она занимает почти пол – избы.
Без печи хата – не хата.
С печью связаны быт, вся жизнь крестьянина.
Образ печи стал традиционно для русских сказок : она прячет Машу и ее братца от злых лебедей, везет Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Когда в печи жарко – тогда и варко.
Хорошая печь – гордость и печника, и хозяина дома. Вот как застается печкой удалой добрый молодец, сын боярский Дюк Степанович князю киевскому Владимиру:
Как у нас во городе, во Галиче,
У моей сударыни, у матушки,
А то печки были все муравленки.
А поды-то были все серебряны.
«Печки были все муравленки» - значит, покрыты глазурью.
Конечно, такая печка могла быть только у «сударыни-матушки. В крестьянской избе печь по-проще. Основанием печи служит печное место, или опечек. Это – деревянный сруб из толстых бревен разделенный пополам. В его верхней части хранится вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки и пр. В нижней части опечка зимой держали кур. Около выходного отверстия русской печи – устья – помещалась толстая доска – шесток, на которую ставили все, что в печь идет и что из печи вытаскивают. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорают. Если кто-нибудь топил печь чем попало, то про того говорили «Возе леса живет, а печку соломой топит».
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи - и, говорят, помогало.
Избы, в которых печку топили по-черному, назывались курными (без трубы). Наверно, представляется черная от сажи и копоти изба, в которой, если топится печь, дышать нечем:
Любить тепло – дым терпеть.
На самом деле все было иначе. Потолок в этой избе придумали делать в виде трапеции. По всем стенам избы размещались полки - воронцы. Они-то и не давали дыму спуститься вниз. Все, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними – чисто. Дым вытягивался в специальное отверстие – волоковое окошечко (с задвижкой) и уходил в дымник.
У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством.
Что есть в печи – все на стол мечи.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Сажая гостя за стол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
Заканчивая наш рассказ о крестьянском быте и хозяйстве, хочется сказать, что русские деревни и села удивительно вписывались в окружающую природу (отличие в названиях – деревня или село – говорит о том, есть в данном месте церковь или нет. Если есть, то это уже село, а если нет – деревня, второе отличие: в селе есть улицы и торговая площадь).
Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным. Наши предки воспринимали свою избу, деревню или село окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга. Самая непосредственная связь с кормилицей землей, дарами рек, озер и лесов закладывала основные черты русского характера : трудолюбие, бережливость, терпеливость, находчивость. Суровый климат приучил быть выносливым, чутко следовать природным приметам, быть хитрым на выдумку в землепашестве, скотоводстве, ремеслах. Широта просторов, удивительная по разнообразию природа побили размах и удаль русского характера, отразились в непохожести родных промыслов. По натуре мирные земледельцы, русские люди, когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за Матушку-Землю и отчий дом. Крепко чтились семья, верность, уважение старости, сострадание больным и убогим.