Бушуева Евгения
Конструирование основной образовательной программы ДОУ в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Публикация «Конструирование основной образовательной программы ДОУ в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Основная образовательная программа ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В результате введения в действие ФГОС ДО педагогический коллектив столкнулся с рядом серьезных задач организационного и содержательного характера, среди которых одной из значимых стала разработка основной образовательной программы.
Разработка ООП ДО – новый вид профессиональной деятельности, который предстоит освоить всем педагогам ДОО в свете в ведением в действие ряда нормативно- правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Среди них федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является базовым документом, на основе которого осуществляется процесс проектирования ООП ДО, так как именно в нем прописана структура образовательной программы любого уровня (примерной, основной, парциальной и пр.).
I.Методологические и нормативно-правовые основы разработки основной образовательной программы дошкольной организации
1.1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Нормативной правовой основой для составления основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций с учетом примерных служит Закон «Об образовании в Российской Федерации». В Федеральным Законе содержатся положения о различных видах программ, разъясняются функции образовательных программ, дается четкое представление о требованиях к их структуре и порядку разработки.
Сам термин программа греческого происхождения, в переводе с греческого он означает, предварительное описание предстоящих событий или действий. Являясь составной частью учебно-методической документации, программа выполняет функцию информирования всех участников образовательных отношений о содержании и планируемых результатах образовательной деятельности, а также служит основанием для планирования образовательного процесса.
Впервые понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2 ч. 9 под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Таким образом, она является основным инструментом нормирования и планирования образовательного процесса в организации.
В ст. 2 ч. 10 вводится понятие примерной программы, которая выполняет функции учебно-методической документации, включающей в себя: «….примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, определяющих объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Требования к основным образовательным программам, а именно к их структуре, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям) результатам их освоения задаются федеральными государственными образовательными стандартами.
(Ст. 11. ч. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Федеральный закон определяет и такие качественные характеристики основных образовательных программ как преемственность, вариативность содержания, единство обязательных требований к условиям их реализации, что позволяет сохранять на территории Российской Федерации единство образовательного пространства (Ст. 11. ч. 1 закона «Об образовании в Российской Федерации»)
Все образовательные программы согласно Федеральному Закону делятся на две группы (по уровням это – дошкольное, начальная школа и т. п.) на программы общего и профессионального образования. К основным образовательным программам общего образования относятся программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. (Ст. 12 ч. 2 и 3 ФЗ.) Данные программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (Ст. 12 ч. 5,6,7, ФЗ). Примерная программа выполняет, таким образом, роль базовой или модельной, с учетом которой образовательные организации разрабатывают собственные основные образовательные программы. Новым законом регулируется также вопрос разработки примерных программ. Они разрабатываются на основе стандартов (Ст. 12 ч. 9 ФЗ) По результатам экспертизы «включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной» (Ст. 12 ч. 10 ФЗ).
Порядок их разработки, проведения экспертизы и введения в реестр, а также определение организации, которой предоставляется право ведения реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Ст. 12. ч. 11 ФЗ). Для проведения экспертизы примерных программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей на основании ст. 12 ч. 12 ФЗ должны привлекаться уполномоченные органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Новый закон разрешает реализацию образовательных программ посредством различных, являющихся до настоящего времени новыми образовательных форм и технологий :
сетевых форм, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения (Ст. 13. ч. 2. ФЗ,
на основе применения модульного принципа построения образовательных программ и учебных планов (Ст. 13 ч. 1,2,3 ФЗ, использовании соответствующих образовательных технологий.
В отличие от предыдущего, в новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности. Так, разработка учебного плана и календарного учебного графика его выполнения, которые в основных образовательных программах служат основой для планирования образовательного процесса, согласно новому закону являются прерогативой образовательных организаций. Широкие права на самостоятельную разработку образовательных программ усиливает ответственность авторов программ - будь то образовательные организации или иные авторские коллективы, за их качество.
1.2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.
После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:
- Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
- Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
- Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Методологическая и теоретическая основа ФГОС ДО
положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.)
работы по аксиологии и философии образования (И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др., теории и методологии разработки образовательных стандартов (В. И. Байденко, В. П. Беспалько, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов, B.C.Леднев, А. И. Маркушевич, М. В. Рыжаков, В. М. Соколов, А. И. Субетто и др.)
научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л. А. Венгер, М. А. Васильева, В. Т. Кудрявцев, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский и др.)
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования : деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОО.
- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях
- Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОО.
Новые образовательные программы для ДОО будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Цели ФГОС ДО
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи ФГОС ДО
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Основные функции ФГОС ДО
обеспечение права на качественное дошкольное образование
сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования
гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве
повышение качества дошкольного образования
критериально-оценочная функция
обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования
оптимизация образовательных ресурсов
Назначение ФГОС ДО
разработка и реализация Программы;
разработка примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
разработка нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
формирование учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
подготовка, профессиональной переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
II. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Невозможно решать современный комплекс вопросов в системе дошкольного образования без разработки основного документа ДОО образовательной программы.
Образовательная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, отражающий содержание, отражающий содержание образования и специфику организации образовательного процесса.
Ориентиром для разработки современной ОП ДОО является ФГОС ДО.
В соответствии с п. 2.5. ФГОС ДО, организация может разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта (п. п. 2.9, 2.10).
Рекомендуемый объем обязательной части программы – не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40 %. Т. е. стандарт дает возможность расширить часть, формируемую участниками образовательных отношений. Таким образом, организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью парциальных программ.
Обязательная часть поддерживается одной из комплексных программ (в дальнейшем – из примерных ООП). Как утверждает стандарт (п. 2.6, обязательная часть ООП должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В стандарте (п. 2.7) виды деятельности впервые прописаны по трем возрастным периодам: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст.
Кроме этого, в части, формируемой участниками образовательных отношений, объем которой может доходить до 40 % от общего объема ООП (п. 2.9. и п. 2.10., должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть ООП должна показать специфику работы в конкретном детском саду. Она представляется парциальными программами, которые не подвергаются экспертизе.
Нормативно-правовые основы разработки ООП ДО образовательной организации :
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»