Елена Белалы
Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. Современная дошкольная образовательная организация (далее – Организация) должна стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых и приобрести большое значение, как субъект социального партнерства и стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса.
Публикация «Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования» размещена в разделах
Для этого дошкольным образовательным организациям необходимо реализовать нововведение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ, которым является использование сетевой формы реализации образовательных программ.
«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций» (Ст. 15, п. 1. Закона № 273-ФЗ).
Внедрение сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) предполагает достижение нового уровня взаимодействия образовательной организации с социумом, выход за пределы территориальной ограниченности, создание «открытой системы».
Открытая дошкольная образовательная организация – это, прежде всего, «окно в мир», расширяющее и укрепляющее взаимосвязи с жизнью.
Предметом взаимодействия является ребенок, его интересы, развитие, индивидуальные особенности, поэтому сотрудничество необходимо выстраивать с учетом контингента детей, запросов родителей и общественности. Каждое педагогическое воздействие, оказанное на ребенка, должно быть грамотным, профессиональным, безопасным.
Целью методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам по использованию сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1. Создать условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах сетевого взаимодействия при реализации Программы.
2. Обеспечить доступность информации по данному направлению деятельности для участников образовательных отношений.
3. Повысить конкурентоспособность Организации на рынке образовательных услуг.
Ожидаемые результаты:
1. Созданы условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах сетевого взаимодействия при реализации Программы.
2. Обеспечена доступность информации по данному направлению деятельности для участников образовательных отношений.
3. Повышена конкурентоспособность ДОО на рынке образовательных услуг.
При реализации основной образовательной программы дошкольного образования посредством сетевой формы целесообразно руководствоваться следующими принципами:
• гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, установке на формировании активной гражданской позиции, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
• личной ориентированности – направлен на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья-социум»;
• культуросообразности – понимание мира, частью которого является сам ребенок. В этом мире преобладает идея малой родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве многонациональной культуры с акцентом на ее региональный компонент;
• интеграции и координации – отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;
• диалогичности – нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;
• деятельной организации – направлен на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы.
Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования как одно из направлений введения ФГОС дошкольного образования.
Организация сетевой формы реализации Программы основывается на нормативно-правовой базе:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26);
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) с комментариями от 28 февраля 2014 года №08-249;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014);
• План действий по обеспечению введения и реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Костромской области реализующих образовательные программы дошкольного образования;
• Устав Организации;
• Положение об организации научно-методической работы.
При организации сетевого взаимодействия необходимо учитывать следующие принципы:
• добровольности;
• равноправия сторон;
• уважение интересов друг друга;
• соблюдение законов и иных нормативных актов.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для реализации Программы.
Необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 15 Закона №273- ФЗ, «использование сетевой формы реализации образовательных программ» осуществляется на основании договора между организациями.
На основании договора разрабатываются, согласовываются и утверждаются планы взаимодействия с каждым из участников сетевой формы, а также совместный план, который охватывает всех участников - социальных партнеров.
Взаимодействие с социальными партнерами носит вариативный характер и строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи:
Первый этап – подготовительный.
Цель: создание условий для организации сетевого взаимодействия для реализации Программы.
Задачи:
- провести анализ конкретных условия для введения инноваций;
- провести анализ социокультурной среды и определить партнеров-участников сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- заключить договора с организациями – участниками сетевой формы реализации Программы;
- разработать совместные планы взаимодействия;
- разработать критерии эффективности использования сетевой формы реализации Программы;
- определить формы социально-педагогического партнерства;
- разработать модель сетевой формы реализации Программы.
Второй этап – практический.
Цель: создание условий для реализации Программы посредством сетевой формы.
Задачи:
- реализовать мероприятия по использованию сетевой формы реализации Программы;
- провести мониторинг эффективности использования сетевой формы реализации Программы.
Заключительный этап.
Цель: подведение итогов социального партнерства.
Задачи:
- подвести итоги и оценить эффективность реализации Программы;
- определить дальнейшие перспективы сотрудничества.