Хомченко Александра
Конструирование как средство развития речевых функций
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.
На основе проведенных обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина)
Публикация «Конструирование как средство развития речевых функций» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Такие авторы, как Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.
Термин конструирование означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Это продуктивный вид деятельности, направлен на получение продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Важно, что мышление детей в процессе конструирования имеет практическую направленность и носит творческий характер.
На занятиях конструирования следует уделять внимание возрастным особенностям, говорить так, чтобы речь взрослого была понятна каждому, необходимо использовать конструирование при знакомстве детей раннего возраста с сенсорными эталонами и в тоже время в играх со старшими дошкольниками понятия совершенствуются и дополняются.
Многие дети сопровождают свою деятельность словом, планируя сначала словесный портрет моделируемого объекта, перечисляя его свойства, планируя использовать именно эти материалы и обосновывая их выбор.
Обычно сочетая продуктивную деятельность и художественное слово при изучении определенных лексических тем, использование конструирования как одного из средств использующегося в проектировании, позволяют развивать все виды памяти, мышления, тем самым самопроизвольно подключая к этим процессам и речь, как средство самовыражения.
Речь дошкольника обогащается быстрее, если его естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Применяя методы развития речи во всех видах детской деятельности, вы провоцируете на естественное речевое развитие.
В процессе конструирования воспитанники вынуждены взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Накопленные впечатления, создание речевых ситуаций, беседы, ролевые и сюжетные игры, труд помогут ему выбрать материал для конструирования и вызовет потребность в высказывании. Необходимо обеспечить обратную связь, практикуя анализ высказывания взрослым и сверстниками. Важно, чтобы это были конструктивные добавления к рассказу, чтобы сверстники и сам и говорящий, могли выслушать и исправить речевые ошибки. Такие тренировки развивают речевые способности.
Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития речи дошкольника.