Жанна Маликова
Конструирование как способ созидательной активности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Конструирование, как основа развития творческого мышления, созидательной активности ребенка»
Материал подготовила воспитатель
Маликова Жанна Викторовна
В настоящее время в современном мире все вокруг создано, чтобы обеспечить комфортные условия для человека, его быта и жизнедеятельности. В этой обстановке, где все за нас уже сделано, подрастают и наши дети. Именно поэтому очень важно обеспечить им условия не только для ИСПОЛЬЗОВАНИЯ существующих благ, но и для их СОЗИДАНИЯ.
Публикация «Конструирование как способ созидательной активности ребенка» размещена в разделах
Ведущая деятельность дошкольника – игра, однако, она не только выступает как инструмент развлечения, но так же активно используется и как компонент обучения, получения опыта, знаний, умений и навыков. В понятие «ИГРА» можно заложить продуктивную деятельность, которая впоследствии даст большой толчок к развитию познавательного интереса, творческих навыков, нестандартного мышления и помощи в решении жизненных задач.
Одним из видов такой деятельности является КОНСТРУИРОВАНИЕ. Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.
Оно может быть:
- плоскостным – из геометрических фигур, счетных палочек или других материалов, которые можно выложить в узор или постройку на плоскости;
- объемным – из различных строительных конструкторов, природных материалов, бросового материала.
Конструирование способствует :
- развитию творческого мышления и воображения;
- ориентированию на плоскости и в пространстве;
- накоплению практического опыта;
- развитию мелкой моторики.
Основные приемы обучения конструированию :
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.
Процесс конструирования формирует в ребенке следующие качества :
- усидчивость;
- внимательность;
- умение довести начатое до конца (доделать поделку, оценить результат).
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребёнка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность ещё более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.
Конструктивная деятельность, благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества. А именно, знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с архитектурой развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его функциональном назначении, но и оформлении.
Чтобы ребенок охотно и с удовольствием конструировал, материалы для этого вида деятельности желательно выбирать яркие, необычных форм, порождающих фантазию, новые нестандартные идеи и решения. Если ребенок не уверен в своих силах, если у него не получается постройка, конструкция или плоскостной рисунок, помогите ему, но не стройте постройку за него. Поинтересуйтесь, в чем именно заключается трудность, чем вы можете ему помочь, как бы он сам попробовал решить эту задачу и только после этого помогите. Не делайте за ребенка, будьте рядом, позвольте ему самому создать простор для творчества. Возможно, в поиске решения, ребенку откроется что-то новое, то, чего он не замечал изначально. Можно строить вместе, можно строить на скорость (уже знакомые отработанные постройки). Обязательно обсудите, где эта постройка/поделка может пригодиться, быть полезна и интересна, как ее можно обыграть. Помимо того, что конструирование дает большой простор для творчества и самовыражения, оно способствует развитию самостоятельности в принятии решений (какой цвет выбрать, какого размера будет постройка и т. д.). Ребенок, занятый конструированием, наверняка с пользой увлеченно проведет время, а если взрослые поддержат его начинания, то в последующем успех самостоятельной постройки обеспечен!
Творите, стройте, СОЗИДАЙТЕ ВМЕСТЕ!