Татьяна Авдеева
Конструирование из бросового материала как средство развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — это критически важный период для формирования базовых навыков и умений, которые впоследствии станут основой для более сложного инженерного мышления. Конструирование из бросового материала является одним из эффективных способов развить у детей творческое мышление, повысить их интерес к технике и инженерии, а также научить соблюдать экологические нормы, повторно используя материалы.
Значение конструирования для развития инженерного мышления
Инженерное мышление включает в себя способность к решению проблем, креативное и критическое мышление, анализ и синтез информации. Дети, которые участвуют в конструкторских проектах, не только учатся работать с различными материалами, но и развивают важные навыки:
Креативность и изобретательность: Создание новых объектов из бросового материала требует нестандартного подхода и умение видеть возможности в том, что обычно отправляется на свалку.
Пространственное мышление: Конструирование помогает детям научиться представлять объекты в трёхмерном пространстве, понимать их форму и пропорции.
Проблемное мышление: При сборке конструкций малыши сталкиваются с различными трудностями, что способствует развитию навыков поиска решений и критического анализа возникающих проблем.
Командная работа: Работа в группе учит детей взаимодействовать друг с другом, делиться идеями и единодушно двигаться к общему результату.
Выбор бросового материала
Для конструирования можно использовать разнообразные материалы, такие как:
Картон и бумага (коробки, упаковки, газеты)
Пластик (бутылки, контейнеры)
Дерево (отходы от мебели, палочки)
Ткани (остатки материала, старые одежда)
Металл (консервные банки, крышки)
Важно, чтобы материалы были безопасными для детей, что необходимо учитывать в процессе подготовки к занятиям.
Организация процесса конструирования
Для того чтобы процесс конструирования был успешным, необходимо создать соответствующую атмосферу:
Мотивация: Введение в проект с интересной идеей или проблемой, которую нужно решить, стимулирует активное участие детей.
Свобода выбора: Дети должны иметь возможность выбирать материалы и планировать создание своего изделия самостоятельно.
Поддержка и направление: Воспитатель должен направлять детей, предоставляя вопросы, которые помогут развить их мышление и углубить понимание.
Рефлексия: После завершения работы важно организовать обсуждение созданных объектов, что позволит детям оценить свою работу и работы товарищей.
Заключение
Конструирование из бросового материала представляет собой мощный инструмент для развития инженерного мышления у дошкольников. Этот процесс не только способствует развитию творческих и критических способностей, но и формирует у детей понимание ценности ресурсов и заботы об окружающей среде. Умение видеть потенциал в обычных вещах и создавать нечто новое точно будет полезным навыком как в детстве, так и во взрослой жизни.