Наталья Прокопьева
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая технология в ДОУ — гимнастика для глаз»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
«Лесная полянка» № 13 п. Радищев
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Здоровьесберегающая технология в ДОУ
- гимнастика для глаз»
Составил:
инструктор по физической культуре
Прокопьева Наталья Владимировна
2024 г.
«Здоровье – это главное,
всё остальное без него – ничто»
(Сократ)
Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем в настоящее время. Самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений, - это вырастить здорового ребенка.
Основная задача взрослых состоит в том, чтобы полноценно сформировать личность ребёнка, физически развить его и сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Нужно приучать детей с самых ранних лет к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.
Организм детей и взрослых, в век информационных технологий, подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Для любой деятельности необходимо хорошее зрение: повседневная жизнь, учеба, отдых. Ни для кого не секрет, что телевизоры, компьютеры, телефоны, планшеты, – ежедневно оказывают нагрузку на зрение детей, в том числе детей младшего дошкольного возраста. Поэтому корригирующая и профилактическая работа с органами зрения выступает, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.
Люди воспринимают и изучают окружающий мир с помощью пяти чувств (сенсорных систем): зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Самым драгоценным даром природы из всех органов чувств - считаются глаза. Благодаря зрению человек воспринимает из внешнего мира 90% информации.
В детском возрасте необходимо уделять особое внимание развитию зрения. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз.
Это один из приёмов оздоровления детей. Она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с самомассажем, динамическими паузами и дыхательной гимнастикой.
Целью гимнастики для глаз является профилактика нарушений зрения детей дошкольного возраста.
Задачи:
снятие напряжения;
предупреждение утомления;
укрепление глазных мышц;
благотворное влияние на работоспособность зрительного анализатора и всего организма
общее оздоровление органов зрения.
Специальных условий для проведения гимнастики не требуется. При проведении очень важен наглядный показ действий педагога. Её необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день, можно - стоя и в отдельных случаях лёжа. Время выполнения гимнастики занимает от 2-х до 4-х минут. При выполнении упражнений голова неподвижна (не поворачивать); в отдельных, специальных гимнастиках указываются движения головой. Если у детей есть патологии зрения, то упражнения, связанные с длительным или резким наклоном головы, ПРОТИВОПОКАЗАНЫ.
Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.
В работе по коррекции глаз можно использовать:
художественное слово (сопровождение в стихах и без них).
Например:
«Глазкам нужно отдохнуть»
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки)
Влево - вправо, назад - вперед (Глазами смотрят вправо- влево)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперёд)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз)
«Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо- влево)
Гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз)
Вот орехи — раз, два, три. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками)
И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем)
«Далеко-близко»
Во время игры ребёнок переводит глаза с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.
«Солнышко»
Повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз).
«Ладошки»
Закрыть ладонями глаза на тридцать секунд для снятия напряжения глаз.
«Филин»
Ребенку предложить крепко зажмуриться, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.
дополнительные атрибуты (предметы, специальные поля).
Например:
«С предметами»
Работа с расположенными на стенах карточками с изображением на них мелких силуэтных изображений: предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети выполняют ряд заданий: находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук, показывают картинки, являющиеся ответом на загадку.
«С использованием специальных полей»
Изображаются какие-либо цветные фигуры (волна, спираль, овал, восьмерка, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (на боковой стене, над доской и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.
При планировании гимнастики необходимо учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем переходить к более сложным движениям с использованием стихотворного текста в различных сочетаниях.
Уважаемые педагоги, ПОМНИТЕ:
вы – настоящие волшебники, меняющие мир вокруг!