Третьякова Светлана
Создание лабораторий как одно из направлений ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Создание лабораторий как одно из направлений ранней профориентации дошкольников
подготовила старший воспитатель
Третьякова Светлана Федоровна
МБДОУ "ДС № 7 г. Челябинска"
Добрый день уважаемые коллеги! Мы представляем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 г. Челябинска».
Наш детский сад является муниципальной инновационной площадкой по теме «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста посредством создания детских лабораторий» «Лаборатория ранней профориентации «Область возможностей. 74».
Цель проекта: создание условий для возможности получения детьми 3-7 лет начальных компетенций профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности.
Работаем как инновационная площадкам третий год. Работа заключалась в создании лабораторий по компетенциям «Поварское дело», «Экскурсионное дело», «Швейное дело», «Парикмахерское дело», «Строительное дело», «Изобразительное искусство» и т. д. Компетенции могут быть разные.
Работа делится на три этапа:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (практический)
3 этап – заключительный (фестиваль «Профи старт»)
По каждой компетенции составляется карточка, дорожная карта проекта на год.
В рамках проекта проводится анкетирование родителей «Интересы моего ребенка», также интервьюирование детей «Кем я хочу быть ….», выставка детских рисунков «Я мечтаю стать….» и т. д.
Как завершающий этап работы в конце года проходит фестиваль «Профи-старт», на котором команды по 3 человека выполняют задания в рамках своей компетенции.
Сегодня мы представим вам три лаборатории «Поварское дело», «Швейное дело», «Экскурсионное дело».
Лаборатория «Поварское дело».
Для создания лаборатории мы изготовили серию органайзеров повара «Весёлая кулинария». В органайзерах собраны загадки, стихи, пальчиковые игры на поварскую тематику, различные игры: варись кашка, как называется блюдо, из чего состоит, орудия труда повара, что лишнее, собери бутерброд, разрезные картинки, книга рецептов и многое другое.
Для работы в лаборатории составляем план работы на год. Занятия проводятся 2 раза в месяц.
На начальном этапе мы беседовали с детьми с целью выяснить, а что же они знают о профессии повар и что хотели бы узнать.
Познакомились с произведениями
стихотворение Бориса Заходера «Повар»
Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла»
Алексей Полежаев «Повар»
На первом занятии проводится экскурсия на пищеблок детского сада.
Перед непосредственной готовкой блюд в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности.
Лаборатория «Швейное дело».
Лаборатория находится в группе. Для организации работы лаборатории составили план работы на год. Изготовили различные схемы, картотеки, каталоги тканей, ниток, пуговиц, виды молний, тесьмы, ленточек, материалы для декорирования изделий. Имеется специальное детское оборудование: швейная машинка, утюг, гладильная доска.
Работу проводим с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
На начальном этапе мы беседовали с детьми с целью выяснить, а что же они знают об этих профессиях и что хотели бы узнать. Используя модель «Трех вопросов», провели беседу о том, что дети знают о профессии швеи, закройщика, модельера, технолога в компетенции «Швейное дело». Ответы были такими: Максим: «Я знаю, что тот, кто создает красивую одежду, их называют модельерами». Маша сказала: «Швея может работать в ателье». Богдан добавил: «Шить можно и дома». Ориентируясь на то, что дети знают, и на их интерес, в группе мы создали соответствующие условия.
Познакомили с произведениями: В. Маяковского «Кем быть?», Б. Заходера «Портниха», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» и др.
В течение года дети поэтапно знакомятся с профессиями: закройщик, модельер, технолог, швея. Прежде чем дети начнут работать с иголкой, портными ножницами обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.
На занятиях воспитанники составляют технологические карты поэтапного пошива изделия, знакомятся с видами отделочных ручных стежков, пришивают пуговицы и декоративные элементы к изделию. Занятия проводятся как индивидуально, так и в подгруппах. Воспитывается умение работать как самостоятельно, так и в команде.
Занятия проходят интересно и увлекательно, каждый ребёнок чувствует гордость за результат своей работы.
Лаборатория "Экскурсионное дело"
Работа с детьми по компетенции "Экскурсионное дело" представляет собой увлекательный и ответственный процесс, который сочетает в себе образовательные и развлекательные элементы. Это направление нацелено на развитие у детей интереса к истории, культуре и окружающему миру, а также на формирование их социально-коммуникативных навыков.
Лаборатория «Экскурсионное дело» вдохновляет нас на новые исследования и открытия, а также помогает развивать интерес к окружающему миру. Мы верим, что каждая экскурсия, проведенная в нашем саду, становится началом больших приключений и новых знаний для наших маленьких исследователей! Здесь можно увидеть удивительные поделки, рассказывающие о природе, истории и культуре. Каждый экспонат словно оживает, приглашая нас в увлекательное путешествие по миру знаний. Дети с гордостью делятся своими историями и открытиями, превращая "Лабораторию" в живую комнату, полную чудес.
Лаборатория наполнена экспонатами, созданными руками наших талантливых детей. Каждое изделие — это не просто предмет, а результат их творческих усилий и воображения.
Созданная лаборатория руками детей, родителями и педагогами образовательной организации включает художественную и методическую литературу, открытками с видами Челябинска, магниты с видами из истории города Челябинска, коллекции камней Южного Урала. Магнитная карта с достопримечательностями г. Челябинска и Центрального района. После проведенных экскурсии лаборатория пополняется макетами.
Экскурсии могут быть посвящены различным темам: истории родного края, природным особенностям региона, культурным достопримечательностям. Важно подготовить интересные и доступные материалы, которые помогут детям лучше понять рассматриваемые темы.
Дети посетили «Сад камней», Пешеходную Кировку, Зоопарк, Детскую железную дорогу, Театр Опера и балета. ,Исторический музей Южного Урала.
Чтобы удерживать внимание детей, экскурсоводы могут использовать игровые методы: викторины, загадки и ролевые игры. Это делает процесс обучения более увлекательным и способствует лучшему усвоению информации.
Во время экскурсий дети учатся внимательному наблюдению за окружающим миром. Экскурсоводы могут предлагать задания, которые помогут детям обратить внимание на детали, например, рассмотреть архитектурные элементы зданий или особенности природных ландшафтов.
Важно, чтобы каждая экскурсия оставляла у детей положительные эмоции и впечатления. Это может быть достигнуто через разнообразие форматов мероприятий, использование мультимедийных материалов и активное вовлечение детей в процесс.
Работа с детьми по данному направлению — это не только возможность передать знания, но и способ вдохновить новое поколение на изучение мира вокруг. Создавая интересные и познавательные экскурсии, мы можем формировать у детей любовь к обучению и исследованию, что будет способствовать их всестороннему развитию
Спасибо за внимание!