Приложение МААМ

Конспект НОД «Конструирование для детей»

Наталья Есипенко
Конспект НОД «Конструирование для детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Детское конструирование это постройки из разнообразного строительного материала, поделки и игрушки из бумаги, картона, дерева и других природных материалов. По характеру конструирование очень похоже с изобразительной деятельностью и игрой. Постройки и поделки детей служат для практического использования, в них отражается окружающая действительность, поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Публикация «Конспект НОД „Конструирование для детей“» размещена в разделах

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. А. С. Макаренко подчеркивал, «что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

Детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» - одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».

Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.

Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действий. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.

При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.

В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Другое дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.

Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, - требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д., поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметрическое их расположение.

Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду.

Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Природный материал (песок, снег, вода) в качестве строительного можно использовать для игр детей. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. в более старшем возрасте дети замораживают покрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Дети учатся делать игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у детей.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Дети подготовительной к школе группы учатся при рассматривании предметов выделять как общие, так и индивидуальные их признаки; выделять основные части предмета и определять их форму по сходству со знакомыми геометрическими объемными телами (фойе в кинотеатре имеет форму цилиндра или полушария, крыша – форму призмы и т. д.). Дети учатся с большей точностью соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определяя их на глаз и подбирая соответствующий материал; учатся красиво и целесообразно оформлять постройки. Воспитанники, этой возрастной группы, должны уметь представлять какой будет их постройка, какой материал лучше использовать для ее создания и в какой последовательности они будут действовать. Дети должны также уметь рассказать обо всем этом.

Дети в подготовительной к школе группе строят коллективно не только комплексные постройки, где каждый сооружает какой-то свой объект, но и общие, который выполняются всей группой. При этом важно формировать умение договариваться о теме постройки, о необходимом материале, умение дружно строить, советуясь друг с другом, считаясь с мнениями товарищей и мотивируя свои предложения.

Дети подготовительной к школе группы сооружают по фотографиям, по памяти и по заданным условиям сложные и разнообразные постройки из большего количество материалов, с архитектурными подробностями, двумя и более перекрытиями.

В процессе сооружения этих построек необходимо продолжать закреплять умение устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением, умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей.

Во время непосредственно – образовательной деятельности по изготовлению поделок у детей закрепляются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.

Дети этой группы учатся делать различные поделки – игрушки, используя бумагу в сочетания с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечевки дети делают игрушки-забавы из картона с движущимися частями (петушка с балалайкой, зайчик с двигающими лапами, а с помощью коробок, катушек, картона и бумаги изготовляют объемные игрушки (автомашины, подъемные краны, тракторы, дома).

Конструируя из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др., дети делают игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, баржи, вертушки). При этом ребята обучаются устанавливать связь между формой предмета и его назначением (баржа – широкая с тупым носом, плавает медленно, но берет много груза и т. д.).

Во время непосредственно – образовательной деятельности по изготовлению поделок из природного материала, дети обучаются использовать естественную форму желудей, шишек, веток, плодов каштана и т. д. ; учит придавать фигуркам выразительность в соответствии задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, проволокой, пластилином, спичками и т. д.). Дети делают разнообразные фигурки людей (из желудей, фигурки птиц, рыб, бабочек (из сосновых и еловых шишек) и т. п. по заданию воспитателя и по собственному замыслу. Благодаря этому у детей развивается фантазия, выдумка, изобразительность. Обучая детей умению заменять одни детали другими, педагог иногда в процессе стройки направляет их на самостоятельное решение подобных задач: «Подумай, чем можно заменить бруски» и т. п. такие вопросы взрослых не только активизируют детей, но и способствуют их умственному развитию.

Для того чтобы дети могли создавать собственные конструктивные замыслы, их необходимо учить рассказывать о своих будущих постройках: что, из каких деталей и как они будут строить. При анализе этих построек важно показать, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.

Если во время непосредственно – образовательной деятельности при изготовлении поделки используется новый способ действия, то педагог, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, а во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность ее выполнения. По мере овладения детьми этим способом педагог отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, его обследование и вопросы к детям, активизирующие имеющиеся у них знания.

В подготовительной к школе группе в основном применяются такие приемы обучения конструированию, которые опираются на представления и воображение детей, умение выполнять словесное задание или руководствоваться рисунком, фотографией, чертежом. Поэтому чаще всего предлагается только тема постройки. Дети строят в соответствии с поставленными перед ними несколькими условиями, более сложными, чем в старшей группе (например, построить мост и для транспорта, и для пешеходов через реку определенной ширины, или здание двухэтажного магазина, или жилой четырехэтажный дом с тремя подъездами и т. д.).

Образцы чаще всего даются в виде фотографий, рисунков, на которых изображены постройки, выполненные из того же строительного материала, с которым работают дети. При объяснении задания воспитатель может использовать частичный показ – только нового способа конструирования. Например, воспитатель показывает новый способ сооружения мостового перекрытия на высоких устоях, расположенных редко: установить устои и соединить их между собой длинными пластинами или брусками.

Особое место при обучении детей занимают экскурсии и предварительные беседы. Экскурсии проводятся не только для обогащения представлений детей о конструируемых объектах : каждая экскурсия направлена на подготовку восприятия детьми тех конкретных задач, которые будут решаться на последующем занятии. Например, во время экскурсии по городу воспитатель обращает внимание детей не только на красоту улиц, площадей, но и показывает, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади. На примере одной из площадей воспитатель вместе с детьми анализирует пространственное расположение зданий, их архитектурные особенности. А на занятии воспитатель, объясняя детям задание, прежде всего активизирует их знания, полученные на экскурсии, что способствует лучшему пониманию задания и осмысленному его выполнению.

Проводя в начале занятия беседы, воспитатель также старается активизировать знания, которые необходимы для решения поставленной перед детьми задачи. Например, при сооружении мостов воспитатель напоминает детям, что мосты бывают разные – для пешеходов, для транспорта и для пешеходов и для транспорта и т. д., что их конструкция зависит от их назначения, как и каждая ее часть (это все дети видели при рассмотрении мостов и их изображений). Затем дети рассказывают воспитателю, какой инструкции мост они будут строить и почему она должна быть такой.

С целью обучения детей умению создавать собственные конструкции (мосты, здания, суда и т. д.) воспитатель побуждает детей рассказывать о своих замыслах – о самой конструкции, о ее назначении, о материале, из которого она будет создаваться.

Дети подготовительной к школе группы осваивают изготовление достаточно сложных конструкций, требующих больших технических умений, поэтому подробное объяснение последовательности изготовления поделки и показ используются воспитателем достаточно часто.

Успех занятии по замыслу в основном зависит от тщательной предварительной подготовки: чем раньше дети задумаются над тем, что они хотят сделать, какие материалы им для этого понадобятся и т. д., тем интереснее и содержательнее будут их поделки.

Так, например, для поделки различных фигурок из желудей дети вместе с воспитателем собирают желуди разного размера и формы, мох, кусочки тонкой бересты, кукурузные рыльца и т. п. И поскольку дети (по двое) заранее обговаривают свои композиции (сюжет сказки, стихотворения, то собирают они этот материал целенаправленно, активно обсуждая его соответствие конструктивному замыслу : желуди, крупные – для туловища, мелкие – для головы, веточки с разными изгибами – для рук, ног, лап, чтобы соединении с желудем это была бегущая, сидящая, прыгающая фигурка, и т. д. воспитатель учит детей не только подбирать материал, соответствующий их замыслу, но и строить замысел в соответствии с имеющимся материалом. Он обращает внимание детей на выразительность формы даров природы, учит видеть сходство причудливо изогнутых корней, веток с различными фигурками животных (бегущий олень, цапля и т. п.) и, дополняя эти корни, ветки другими материалами (пластилином, лепестками, семенами, ягодами, усиливать образность.

Часто воспитатель принимает непосредственное участие в изготовлении поделок. Так, когда дети начинают размещать готовые фигурки на подставке и в стопах фигурок или при изготовлении детьми рыбок, бабочек из нераскрывшейся сосновой шишки, острым ножом прорезает отверстие для плавников и крыльев.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно.

Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность.

Детям нравится, что от них требуется значительно большего в работе, чем от малышей. У них появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, понимают, чему еще не научились, чем не овладели.

Дети с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Педагог помогает детям правильно и точно излагать мысли.

Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами, способны правильно ответить и объяснить, что они делают, умеют договориться, что будут вместе конструировать. В затруднительных случаях педагог должен прийти на помощь: подсказать отдельные приемы работы, уточнить характерные особенности формы, детали изображаемого предмета, показать соответствующие иллюстрации.

Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что, различая основных признаков по форме и размеру зависят, от назначения предмета.

Большое внимание уделяется играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились во время непосредственно – образовательной деятельности. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобразительность.

Весной можно детям показать, как, сгибая бумагу в разных направлениях, делать из нее игрушки: стрелу, лодочку, кораблик, шлем (буденовку). Стрелы хороши для знакомства с силой ветра, дети узнают, что по ветру стрелы летят дальше, против ветра – ближе. В игру можно включить моменты соревнования: чья стрела полетит дальше? Кто найдет наиболее удачное направление ветра? Ребята узнают и о том, что бумажные кораблики, опущенные в расплавленный стеарин, становятся прочными, они могут плавать в ручьях, в бассейне.

В уголке изобразительной деятельности должны быть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельности изготовлению игрушек.

Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх. Можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. При этом надо выделять наиболее интересные, выразительные изделия, обращать внимание на удачное использование материала, на творческое отношение к работе.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:

- четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

- иметь хорошие технические навыки;

- видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.

Для, того чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний, обучаясь конструированию, во время прогулок дети должны знакомиться с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей.

Обучение детей коллективному труду – одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого предлагается ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.

Интересными и содержательными бывают игры, когда дети применяют в них все свои умения по всем видам изобразительной деятельности. Например, для птицефермы они лепят птиц, для столовой разрисовывают скатерти, для библиотеки делают книжечки и т. д.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной к школе группе «Полезное конструирование из Лего-потеряшек» Составила воспитатель старшей - подготовительной группы МБДОУ№13 : Власюк М. П. Цели занятия: Внедрение информационных технологий в образовательный.

Конспект НОД конструирование из бумаги «Волшебный Оригамчик» Конспект НОД конструирование из бумаги "Волшебный Оригамчик" Старшая группа Цель:Создание условий для формирования начальных профориентационных.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Конструирование из природного материала «Разные игрушки для малышей» Подготовительная группа. Программное содержание: Учить детей чувствовать специфику природного материала и на его основе создавать разнообразные.

Конспект НОД по познавательному развитию «Художественное конструирование» «Вологодские кружева»Конспект НОД по познавательному развитию «Художественное конструирование» «Вологодские кружева» Цель: Развитие у детей способности самостоятельно строить по схеме, входящие в узор орнаментальные элементы вологодских кружев. Овладение.

Конспект НОД «Улица» — конструирование из заготовок в младшей группе Цель: закрепить полученные знания об улицах города, умение строить дома. Развивать у детей стремление к игровому и речевому общению. Предварительная.

Конспект открытого занятия по курсу «Конструирование» для детей 3–4 лет «Кошкин дом» Конспект открытого занятия по курсу «Конструирование» для детей 3-4 лет «Кошкин дом» Цель: развитие познавательных способностей, обучение.

Конспект занятия для детей первой младшей группы. Конструирование. «В гостях у Медведей» Конструирование «В гостях у Медведей» Конспект занятия для детей первой младшей группы Подготовила: Воспитатель Корнилова Людмила Владимировна.

Конструирование из природного материала «Бусы для мамы». НОД в средней группеКонструирование из природного материала «Бусы для мамы». НОД в средней группе Осень дарит нам подарки Мы с ребятами решили для мамочек смастерить бусы из ягод рябины, боярышника, шиповника. Для этого дети и родители.

Конспект НОД «Конструирование из деталей авторского конструктора в подготовительной группе»Конспект НОД «Конструирование из деталей авторского конструктора в подготовительной группе» Цель: Развивать речь и художественное конструирование детей с помощью мягкого конструктора Г. В. Урадовских. Воспитывать любовь к сказкам,.

Организация НОД детей в старшей группе. Конструирование в технике оригами «Золотая рыбка» Организация непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе. Конструирование в технике оригами. Тема: Золотая рыбка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Конструирование для детей»
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 19:13
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Конструирование для детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Есипенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД