Татьяна Галиуллина
Конспект занятия в средней группе «Народы Приамурья»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД
Тема: «Знакомство с народами Приамурья»
Задачи:
Формировать представление детей о народах, проживающих в Приамурье.
Учить сравнивать представителей двух наций по внешнему виду.
Знакомить детей с особенностями национальной одежды представителей этих народностей.
Обогащать активный словарь ребенка.
Дать представление о музыке народов Приамурья.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Народы Приамурья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Используемый материал и оборудование:
Две куклы в национальны костюмах (русском народном и костюме местных аборигенов, погремушки для детей, погремушка из рыбьей кожи, две плоскостные куклы и наборы национальной одежды, музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, когда я пришла на работу, меня в нашей группе встретила наша кукла Настенька. Она была очень радостная, счастливая и даже надела свои красивые бусы. Я спросила у нее, почему она такая радостная, знаете, что она мне ответила? Что сегодня к нам в гости приедет ее подруга. И вот сейчас Настя спустилась вниз встречать свою подругу….интересно, что за подруга приехала в гости к нам?
Сюрпризный момент:
(стук в дверь, появляется кукла Настя с подругой-куклой в костюме аборигенов, здороваются с детьми и присаживаются около воспитателя на стульчики)
Воспитатель: Ребята, какую из этих кукол вы уже знаете? (Настю)
-Да, это наша Настя! Она очень похожа на многих из нас, такая же светленькая, голубоглазая. Давайте вместе повторим ее имя: «Настя»
Воспитатель:- ребята, давайте посмотрим, во что Настя одета? (косыночка, рубаха, сарафан, лапти) – индивидуальные повторы детей. Это русский национальный костюм. Раньше на Руси так одевались девушки.
Воспитатель: Настя, скажи нам, пожалуйста, как зовут твою подружку?
Воспитатель (за куклу) : Мою подружку зовут Фудин!
Воспитатель:- Фудин… какое интересное имя… Такое необычное и совсем нам незнакомое. Давайте все вместе повторим, чтобы лучше запомнить. (повторяют вместе)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на Фудин, она похожа на нашу Настю? (нет) Настя светленькая, а подружка какая? (темненькая, смуглая)
Воспитатель: Фудин смуглая, с черными волосами, а у Насти какие волосы? (светлые)
-посмотрите какое у Фудин широкое лицо. Индивидуальное повторение «широкое лицо», а нос приплюснутый – инд. повтор. «приплюснутый»
-скажите, а какие глазки у Фудин? (темные, узкие)
-раскосые глаза, - инд. повт. «раскосые»
А у Насти какие глаза? (большие, голубые)
Воспитатель: Посмотрите во что одета Фудин? Мы с вами носим курточки, а На кукле «кухлянка» - инд. повторы.
- у вас сапоги, а у Фудин «торбаса» - инд. повторы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у Фудин интересная сумочка, а в ней погремушка. (рассматривают погремушку) как вы думаете, из чего она сделана? (из рыбьей кожи). Фудин предлагает нам потанцевать с погремушками под ее национальную музыку.
Физминутка: (дети берут погремушки, встают в круг и танцуют танец под нанайские напевы «Эвенки»)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Посмотрите, Фудин еще нам что-то принесла (достает фигуры двух бумажных кукол, копии куклы Насти и куклы Фудин, но вот беда какая, одежда этих кукол вся перемешалась и Фудин никак не может разобраться, где одежда Насти, а где ее. Давайте поможем куклам одеться.
Проводится дидактическая игра «Одень кукол»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились хорошо.
Скажите, кто к нам сегодня приходил в гости? А скажите, раз Настя и Фудин дружат, всегда вместе, то как мы их можем назвать? (подружки)
Да, подружки! Вот видите, они совсем разные, а между собой дружат. Потому что они живут рядом, в одной местности, т. е в одном крае. Мы с вами тоже разные, но мы тоже дружим между собой, любим и заботимся друг о друге.
Давайте, когда вы придете домой, расскажите своим родителям о том кто к нам приходил сегодня в гости и нарисуете для наших кукол подарки.
Конспект НОД
Тема: «Переселение славян на Дальний Восток»
(старшая группа)
(в форме беседы с показом слайдов)
Задачи:
Закрепить знания детей о географическом положении Хабаровского края (растительный и животный мир)
Вызвать желание узнать больше о том месте, где родился и живешь; изучать традиции и быт коренных народов и переселенцев - славян
Дать детям общие сведения о народах Приамурья;
Оборудование:
Мультимедийная установка, презентация, образцы рыбьей шкуры, меха, карта России, карта Хабаровского края.
Ход НОД
Воспитатель: Много лет назад по России пронеслась весть о том, что на Дальнем Востоке много земли, леса, зверя, а самое главное - нет помещиков.
И начали люди со всей страны переселяться на Дальний Восток. Этих людей называли переселенцами (инд. повтор «переселенцы»). Переселенцы ехали на лошадях, в теплушках (такие деревянные вагоны без окон, переплавлялись на плотах и шли пешком. Шли на Дальний Восток, на неосвоенные земли по бездорожью, в грязь и слякоть.
Условия жизни на Дальнем Востоке были нелегкими (болото, непроходимая тайга, комары и мошка, но в тоже время земля здесь была богата и щедро платила за тяжелый труд крестьянину.
Переселенцы, приехав на Дальний Восток стали строить себе жилище – землянки, и разрабатывать целину.
На Дальний Восток со своими родителями приехала девочка Настя. Спустившись к реке Амур, Настя встретила девочку Фудин и мальчика Азмуна (коренных жителей Дальнего Востока – аборигенов) Настя увидела, что эти дети не совсем похожи на нее. Межу собой Фудин и Азмун были похожи, хоть немного и отличались, т. к. они были разных народностей Приамурья (Фудин – нанайка, а Азмун – удэгеец)
Настя заметила так же, что и одежда ее отличалась от одежды ребят.
-как вы думаете, во что была одета Настя? (рубаху, сарафан, косынка, лапти)
А ребята были одеты в халаты из рыбьей кожи, с вышитыми орнаментами. Халат похож на сарафан? (нет)
Посмотрите на орнамент изображенный на халате: волнистые, рогообразные завитки, они вам что напоминают? (ответы детей) Проводится игра «Сложи узор»
Воспитатель: в те далекие времена, когда не было магазинов, людям приходилось самим добывать себе пищу и одежду. А так как они жили на берегу большой реки Амур, то как вы думаете, чем они питались? (ответы детей)
-Конечно, они ловили рыбу для еды, а из шкуры рыбы шили одежду и обувь.
А чем богаты наши леса? (зверем, птицей ягодами, грибами) Значит мужчины не только ловили рыбу, но еще ходили на охоту. Из добычи люди готовили себе еду, а из меха, шкуры шили одежду.
Нанайцы очень гостеприимный народ, и Фудин пригласила Настю к себе в гости. С того времени они начали дружить, вместе играть. Родители девочек тоже стали дружить, отцы вместе ходили на рыбалку, охоту, а мамы собирали в лесу грибы, ягоды, коренья, орехи, готовили пищу, украшали свои жилища и воспитывали детей.
А теперь давайте мы свами украсим жилище Фундю и ее родителей. Предложить детям краски, карандаши, листы бумаги.