Татьяна Степанчук
Конспект занятия «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» для детей 6–7 лет дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с географическим положением Сибири. Рассказать о культуре и быте народов, населяющих Сибирь : эвенки, буряты. Дать представления о возникновении городов. Развивать познавательный интерес, творческие способности. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к его прошлому.
Материалы:
Публикация «Конспект занятия „Географическое положение Сибири, Народы Сибири“ для детей 6–7 лет дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Положение конкурса. Образцы положений
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Карта; круги по методу «Матрёшка» (белый, зелёный, красный). Огонь (муляж). Котелок, очаг, картинки: лошадь, коза, овца, лук, стрела, унты, мех, изображения людей по национальности, чум, юрта, кроссворд, лабиринт, пластилин, графическое изображение города. Дидактическая игра «Кто быстрее построит дом».
Связь с занятием и видами деятельности:
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением народов
Сибири, их быта, рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по картинам.
Рассматривание карты России, Иркутской области.
Просмотр слайдов «Коренные народы Сибири».
Чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд - «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сонна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В. И. Рассадиным, «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-Жап Жимбиев, «Таежная, озерная, степная…», «Хитрый Будамшу» (Дамба Жалсараев, «Ая Ганга» (Дондок Улзытуев).
Знакомство с наставлениями народов Сибири о земле, отечестве, родителях.
Разучивание подвижных игр Сибирских народов : «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова»
Методика проведения
Эмоциональный настрой:
«Встали детки все в кружок, улыбнись-ка мне дружок,
Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь, и конечно - подружитесь!»
Художественное слово: (читает воспитатель)
Я шагаю по нашему краю, а где край у него не знаю!
Полнедели берёзы белели, полнедели чернели ели,
Дальше кедры закрыли свет, выше кедров сибирских нет!
Ну, а снег здесь почти до вершины, до вершины вот этой осины….
Вот какая у нас тайга, вот какие в тайге снега!
Погружение: дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю на лыжах.
Ой, какой большой мороз, щиплет щёки, щиплет нос, мчимся быстро мы на лыжах, ой, ребята, что я вижу?
Работа по карте:
Ребята, как называется город, в котором мы живём? (г. Зима, показ на карте)
Как называется область, в которой находится город Зима? (Иркутская область)
Почему она так называется?
Логическая задача:
Что больше по площади, Иркутская область или город Зима? Почему?
Сибирь или Иркутская область? Сибирь или город Зима?
Как можно показать размеры Сибири? Иркутской области? Города Зима? (без карты).
Метод «Матрёшки»
Что больше по площади? (Сибирь - белый круг)
Что меньше Сибири? (Иркутская область – зелёный круг)
Что меньше всех? (г. Зима – маленький, красный круг)
Дидактическая игра «Подбери рифму»
Сибирь – богатырь, ширь, визирь, имбирь. Зима – холода, кутерьма, дома, холма, шторма.
Дом – ком, сом, том, ром, лом, бом.
Рассказ воспитателя о людях бурятской национальности:
Эти люди не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам реки Ангары.
Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения. Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Буряты занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей. Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу.
(Дети имитируют движения, сидя у огня, принимают пищу)
Игра - пляска с шаманом вокруг огня с бубном.
Рассказ воспитателя об эвенках:
Древнейшими жителями Сибири считают эвенков. Они занимались охотой, рыболовством. Эвенки разводили оленей, использовали их для перевозки грузов.
Олени давали им молоко, мясо, шкуры. Пищу, одежду, строительные материалы давала им тайга. Жили они в чумах покрытых шкурой оленя.
Психогимнастика «Солнечный зайчик»
Кроссворд:
Какой народ жил в чумах? (эвенки)
Какой народ кочевал с одного места на другое? (буряты)
Чем занимались эвенки кроме охоты? (рыболовством)
Как называется наша область? (Иркутская)
Как называется наш край? (Сибирь)
Физминутка «У оленя дом большой…»
Игра на развитие внимания «Что лишнее?»
Рассказ о возникновении городов (графическое изображение)
Дидактическая игра «Кто быстрее построит дом?» (из геометрических фигур)
Лабиринт (на развитие мышления) «Помогите лесному человечку найти дорогу в город»
Лепка «Построим дома для эвенков и бурят»
Моделирование настроения, с помощью цветного квадратика.