Алёна Фролова
Конспект занятия по развитию связной речи у дошкольников с ОНР «Истории Лесного Сказочника» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
расширять словарный запас на материале русской народной сказки «Дружные зайцы»;
умение использовать при ответе на вопросы сложноподчиненные предложения;
продолжать формировать навык составления пересказа короткого произведения с опорой на наглядность;
совершенствовать выразительность вербальных и невербальных средств общения;
развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков собственной речи;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
развивать общую моторику, быстроту реакции, ловкость;
воспитывать интерес к народному творчеству;
формировать навыки инициативности, доброжелательности.
Предварительная работа:
Объяснение значения поговорок:
«У страха глаза велики», «Поспешишь – людей насмешишь», «Тише едешь – дальше будешь».
Разучивание подвижной игры «Лиса и зайцы».
Оборудование:
Наборное полотно, посылочный ящик, шляпа Лесного Сказочника, лист с текстом русской народной сказки «Дружные зайцы», опорные картинки по произведению, маски лисы и зайца, обручи для подвижной игры.
Организационный момент
(Пластические этюды)
Изобразить зайца, лису, испуганного, возмущенного зверя, прилежного ученика.
Объявление темы занятия
Обращали внимание детей на посылку. Посылочный ящик был украшен еловыми ветками, шишками, силуэтами зимующих птиц.
- Дети, догадайтесь, откуда принесли посылку в детский сад?
Дети. Из леса.
Достали из посылки шляпу. На полях шляпы шишки, желуди, ягоды рябины, фигурки птиц.
- Это шляпа сказочного героя – Лесного Сказочника. Что сказочники дарят детям?
Дети. Сказки.
- Что, или кого делает героями своих сказок Лесной Сказочник?
Дети. Растения, животных, насекомых, птиц.
Прочтение сказки
Достали из посылки свиток, прочитали русскую народную сказку «Дружные зайцы».
«Дружные зайцы»
Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя.
— Вот что, братцы! - сказал старый заяц. -Нас много, а лисица одна. Давайте ее проучим!
Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лиса. Видят зайцы, на опушке леса появилась лисица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда»! Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел. Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!» С тех пор лисица в тот лес не ходила.
Вопросы по содержанию сказки
Игра «Почемучка»
- Вы внимательно прослушали сказку и готовы полным предложением ответить на вопросы Почемучки.
Задавали детям вопросы, помогая установить причинно-следственные отношения.
• Почему в лесу зайцам не было покоя?
Дети. Зайцам не было покоя, потому что в лесу жила лисица.
• Почему все послушались старого зайца?
Дети. Все послушались старого зайца, потому что он придумал, как проучить лису.
• Почему зайцы закричали все вместе?
Дети. Зайцы закричали хором, потому что так легче напугать лису.
• Почему лиса в этот лес больше не ходила?
Дети. Лиса не ходила в этот лес, потому что испугалась страшного зверя.
Повторное прочтение сказки
Игра «Не зевай, нужную картинку выставляй»
Достали из посылки карточки со схематическим изображением сюжета сказки (рис. 1 -6, раздали детям.
- Лесные жители рассказали эту сказку с помощью картинок. Слушая сказку еще раз, помогите расставить эти карточки на наборном полотне в правильном порядке.
Повторно прочитали сказку, а каждый ребенок выставлял на наборное полотно карточку - эпизод в соответствии с прочитанным фрагментом.
Драматизация сказки
Достали из посылки маску лисы и зайца.
- У вас есть возможность на время стать героями этой сказки (рис. 7).
Дети воспроизводили прямую речь старого зайца :
«Вот что, братцы! Нас много, а лисица одна. Давайте ее проучим!»
Произносили слова испуганной лисы:
«Ох! Конец мне пришел. Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой
громкий!».
Физкультурная пауза
- Пусть зайцы и лиса померяются силами в подвижной игре «Лиса и зайцы». Напомню вам правила: «Зайцы» находятся в «домиках» - это обручи, разложенные по кругу. «Лиса» стоит в центре круга.
Слова «зайцев» :
«Надоело нам бояться, попробуй с нами потягаться!»
По сигналу «зайцы» перепрыгивали из обруча в обруч, а «лиса» пыталась занять пустой «домик».
Игра проводилась 3-4 раза.
Рассказывание фрагментов сказки
- Предлагаю поиграть в игру «День – ночь».
На слово «ночь» дети закрывали глаза, мы убирали одну из опорных карточек. На слово «день» дети открывали глаза.
- Дети, чтобы восстановить сказку, необходимо вспомнить и рассказать отрывок истории, изображенный на пропавшей карточке.
Игра проводилась 3-4 раза.
Пересказ сказки детьми
- Желающим я предлагаю надеть шляпу Лесного Сказочника и пересказать лесную историю, с опорой на карточки.
Дети рассказывали сказку по одному; по цепочке, передавая шляпу.
Итог
- Народная мудрость живет не только в сказках, но и в пословицах, поговорках.
На наборное полотно выставляли буквы У, П, Т. Предлагали детям вспомнить поговорки, начинающиеся со звуков У, П, Т’ и выставляли соответствующие буквы.
Дети. Т – «Тише едешь – дальше будешь».
П – «Поспешишь – людей насмешишь».
У – «У страха глаза велики».
- Какую из этих поговорок можно так же использовать в качестве названия сказки, которую вы сегодня узнали?
Дети. «У страха глаза велики».