Надежда Герасимовна
Конспекты занятий по познавательному развитию (ФЭМП) на май
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная группа
воспитатель высшей квалификационной категории
Барсукова Надежда Герасимовна
Среда 6 мая
ФЭМП
И. А. Помораева В. А. Позина
Занятие 7
Программное содержание
•учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах
10.
•Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
•умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.
•Развивать внимание, память, логическое мышление.
Демонстрационный материал. Мяч, 1 квадрат, 4 прямоугольных треугольника.
Публикация «Конспекты занятий по познавательному развитию (ФЭМП) на май» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Раздаточный материал. Цветные карандаши, тетради в клетку с образцом узора, конверты с разрезанными квадратами (1 квадрат и 4 прямоугольных треугольника; ,карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Считай дальше».
Дети встают в колонну. По заданию воспитателя они над головой передают мяч назад и называют числа от 1 до 20, а затем передают мяч между ногами вперед и называют числа в обратном порядке.
II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».
Дети в тетрадях отсчитывают три клетки вниз от предыдущего задания.
Воспитатель дает задание: «Красным карандашом поставьте точку и проведите отрезок длиной в три клетки. Возьмите синий карандаш и продолжите его: нарисуйте отрезок, равный семи клеткам. На какие арифметические действия может быть составлена задача?» (Сложение или вычитание.)
Дети составляют задачи и соединяют дугами три и семь клеток в зависимости от арифметического действия.
Воспитатель выслушивает составленные задачи и уточняет: «На какое арифметическое действие задача? Правильно ли составлена задача?»
Дети выбирают задачу на сложение, которую будут решать, повторяют ее, определяют структуру, выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись, отвечают на вопрос задачи и обосновывают ее решение.
Аналогично дети выбирают и решают задачу на вычитание.
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие действия.
Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».)
На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони разводят в стороны.)
Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.)
Летел, летел соколок
Через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и делают взмахи остальными пальцами.)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперед.)
Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.)
В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».) У старушечки На горушечке. (Изображают горку.)
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Качает головой влево, вправо.) Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным пальцем.) Чтоб ты стала весела, Мы наварим киселя.
Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и разводят руки в стороны.)
III часть. Игровое упражнение «Рисуем узор для бабушкиного фартука». У детей тетради с образцами узора.
Воспитатель предлагает детям дорисовать узор до конца строки и украсить его точками, линиями, геометрическими фигурами и т. д.
IV часть. Игровое упражнение «Собираем коврик». У детей в конвертах разрезанные квадраты.
Воспитатель с детьми рассматривает и определяет геометрические фигуры.
Предлагает детям сделать для бабушки коврик квадратной формы из частей фигуры.
Вызванный ребенок выкладывает его на доске.
После выполнения задания дети рассказывают, из каких геометрических фигур они
составили коврики.
Среда 13 мая
ФЭМП
И. А. Помораева В. А. Позина
Занятие 8
Программное содержание
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, числовая линейка на доске в клетку.
Раздаточный материал. Простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20, тетради в клетку.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Выполни задание».
Дети встают в шеренгу и пересчитываются на первый-второй-третий. Воспитатель просит первые номера встать сзади вторых, а третьи номера – впереди вторых. После выполнения задания дети рассказывают, кто где стоит.
Воспитатель дает детям задание: «Руки на пояс, поворот направо, руки вперед, поворот направо, руки вниз».
Воспитатель перестраивает детей: «Вторые номера встаньте слева от первых, третьи – слева от вторых. Расскажите, кто где стоит».
Воспитатель дает новое задание: «Присядьте, руки вытяните вперед, встаньте, руки поднимите вверх. Руки в стороны, разомкнитесь. Повернитесь кругом».
II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».
Воспитатель предлагает детям решить задачу: «На птичьем дворе гуляли десять гусей и кур. Все шесть гусей отправились на пруд. Сколько кур осталось на птичьем дворе?»
Дети определяют структуру задачи и с помощью какого арифметического действия ее можно решить.
Воспитатель просит детей в тетрадях отсчитать от предыдущего задания вниз 4 клетки, нарисовать числовую линейку длиной в 10 клеток и дугами обозначить условие задачи: что известно, отметить красной дугой сверху линейки, что неизвестно – синей дугой внизу линейки. Вызванный ребенок выполняет задание на доске. Дети читают запись и отвечают на вопрос задачи.
Дети повторяют задачу и выкладывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок выполняет запись решения задачи на доске.
III часть. Слуховой диктант «Нарисуй отгадку».
Воспитатель просит детей отсчитать вниз от числовой линейки 5 клеток и поставить точку, от которой они будут выполнять задание.
– Отсчитайте четыре клетки вправо от точки и поставьте еще одну точку;
– Отсчитайте две клетки вниз.
– Одну клетку вправо.
– Одну вниз.
– Одну вправо.
– Одну вниз.
– Одну вправо.
– Четыре вниз.
– Четыре влево.
– Одну вверх.
– Одну вправо.
– Две вверх.
– Одну влево.
– Одну вниз.
– Одну влево.
– Одну вверх.
– Одну вправо.
– Две вверх.
– Две влево.
– Одну вверх.
– Две вправо.
– Две вверх.
– Одну вправо.
Воспитатель предлагает детям придумать или вспомнить загадку к получившемуся рисунку (заяц; см. рис. 77).
IV часть. Игровое упражнение «Собери шарики».
У детей листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20). Дети рассматривают шарики и выясняют, чем они отличаются (шарики разные по цвету и величине).
Воспитатель предлагает детям обвести шарики карандашом: по 5 шариков в круге. Затем спрашивает: «Сколько кругов получилось? Сколько шариков в каждом круге? Сосчитайте шарики пятерками. (Пять, десять, пятнадцать, двадцать.)Сколько всего шариков?» (Двадцать шариков.)
Понедельник 18 мая
ФЭМП
И. А. Помораева, В. А. Позина
Май занятие №9 (закрепление)
Работа по закреплению пройденного материала.
Приложения Приложение I
Дополнительный материал Дополнительный материал позволяет расширить содержание работы с дошкольниками.
Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного программой, а также при проявлении ими склонности к математическому стилю мышления и интереса к дальнейшему обучению.
Количество и счет Обучение детей счету в пределах 100 (прямой и обратный счет, счет десятками,увеличение и уменьшение чисел на 1, определение предыдущего, последующего и пропущенного числа).
Знакомство с цифровым обозначением чисел второго десятка, с числовой лесенкой в пределах 20.
Формирование представлений о составе чисел второго десятка (развитие умения раскладывать число на два меньших (на наглядной основе).
Работа с примерами в пределах 20:
– решение примеров на сложение и вычитание;
– сравнение выражений без вычислений, устанавливая знаки «>», «<».
– решение примеров на сложение и вычитание с нулем;
– решение примеров на сложение с переменой мест слагаемых. Знакомство с числовой линейкой, равной 20 клеткам.
Упражнения в устном счете в пределах 20 (например: 3–1+2; результат каждого
действия дети обозначают цифрой: 3–1=2 + 2=4).
Если дети усвоили состав чисел из двух меньших в пределах 20, можно предлагать им решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20 по числовым линейкам.
Знакомство с написанием цифр и развитие умения изображать их по точкам.
Среда 20 мая
ФЭМП
И. А. Помораева В. А. Позина
Занятие №9
Работа по закреплению пройденного материала.
Величина
Цель
Формирование навыков измерения длины
Форма
Закрепление знаний о геометрической фигурах
Знакомство с разновидностями треугольников: равносторонние, разносторонние, равнобедренные.
Обучение умению изображать разные треугольники с помощью линейки (при заданной длине сторон).
Развитие умения моделировать объемные геометрические фигуры из разнообразных материалов: бумаги, природного материала (шишки, желуди, семечки, камушки, счетных палочек и т. д.