Надежда Герасимовна
Конспекты занятий на май по развитию речи (обучение грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная группа
воспитатель высшей квалификационной категории
Барсукова Н. Г.
Май
Пятница 8 мая (Развитие речи)
В. В. Гербова
Занятие 1.
Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Цель. Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна», запомнить произведение.
Предварительная работа. Воспитатель помещает текст стихотворения в родительском уголке и просит родителей рассказать детям о том уголке нашей Родины, где они были счастливы и куда, хотя бы и мысленно, не раз возвращались.
Публикация «Конспекты занятий на май по развитию речи (обучение грамоте)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Педагог читает стихотворение детям. Советует позже прочитать его своему первому учителю.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает у детей, о чем им рассказали родители.
«Подумайте и ответьте на очень трудный вопрос, – говорит воспитатель, – что такое Родина?»
Заслушивая ответы детей, педагог обращает их внимание на родственные слова: родина – родился.
«Россия – это наша страна, – продолжает разговор педагог. – Наша Родина огромна. Она разнообразна по климату, природе. Если человек, живущий в другой стране, например в Англии, попросит вас: „Расскажите о вашей родине“, – вы наверняка растеряетесь, думая, о чем рассказать. Но если вы вспомните любимый уголок Родины, то слова сразу найдутся.
Я, к примеру, люблю вспоминать бабушкин дом в деревне, где мы с утра до вечера пропадали на речке с чистейшей водой, в которой под корягами жили раки, а на отмели крохотные пескарики легонько щипали нас за пятки. А у вас уже есть любимые уголки Родины?»
Педагог заслушивает ответы детей и читает стихотворение З. Александровой «Родина» (в сокращении):
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
«Запомнили, кому что вспоминается при слове Родина?» – спрашивает у детей педагог.
Кто-нибудь из детей сообщает, что он запомнил, а педагог читает соответствующие строки стихотворения.
Воспитатель повторяет первое четверостишие и предлагает детям читать его вместе с ним, но без голоса. Затем эти строчки читают 2–3 ребенка.
Педагог повторяет четверостишие и присоединяет к нему вторую часть стихотворения. Затем просит детей закрыть глаза и представить березку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор. Читает вторые четыре строки и просит 2–3 детей повторить их.
Воспитатель повторяет второе четверостишие и присоединяет к нему третью часть стихотворения. Объясняет, что такое золотая целина.
Заключительные слова стихотворения дети негромко проговаривают хором.
Педагог читает стихотворение целиком. Затем произносит имя автора и говорит, как называется стихотворение.
Вторник 12 мая
(на 19 мая закрепление этой пройденной этой темы)
В. В. Гербова
Занятие 5.
Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте
Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что они – будущие школьники – уже многое знают и умеют: «Например, вы знаете, что предложение состоит из слов, и умеете называть слова в предложении в правильной последовательности. Даже если это большое предложение, например, вот такое: „Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая“ (А. Пушкин „Зима! Крестьянин, торжествуя…“) Какими словами можно заменить слово удалая? (Лихая, быстро несущаяся) Давайте вместе проговорим предложение, чтобы запомнить его».
Затем педагог «раздает» детям слова (Диме – бразды, Оле – пушистые и т. д.) и просит произнести фразу, не переставляя и не пропуская слова.
Воспитатель «раздает» слова другим детям, и они тоже проговаривают предложение.
Третья группа детей выстраивает у стола педагога цепочку слов в правильной последовательности.
Далее педагог просит дошкольников показать (любым способом, сколько частей в словах зима, летит, беги, помидор и назвать эти части.
«В слове беги первая часть бе-, – говорит воспитатель. – Вспомните другие слова, начинающиеся со слога бе-. (Бегемот, бетон, бегун, беда) А из словаря я выписала вот какие слова: бедовый, бездельник, белек, белокурый, бесенок. Можете объяснить, что обозначают эти слова?
Сегодня мы с вами будем учиться определять последовательность звуков в словах, – объясняет педагог новое задание. – Например, в слове мак три звука: м, а, к. В слове кот тоже три звука. Какие? (К, о, т.) А сколько звуков в слове коты и что это за звуки? Назовите звуки в словах сыр, сыры».
В конце занятия педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне». В ходе игры дети, предлагая воспитателю задания, усваивают термины предложение, части слова, звуки, что очень важно для их осознанного употребления.
Пятница 15 мая (Развитие речи)
В. В. Гербова
Занятие 4. Беседа о книжных иллюстрациях.
Чтение рассказа В. Бианки «Май»
Цель. Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.
Ход занятия
Педагог спрашивает у детей, получили ли они удовольствие, рассматривая рисунки в книге[29], и какой из них им особенно понравился и почему.
Дети, как могут, обосновывают свой выбор, а педагог дополняет их рассказы, например: «Вы, должно быть, не заметили, в какой нежно-зеленой дымке стоят березы на заднем плане картинки, какая здесь яркая зеленая трава разных оттенков зелени – от светло-зеленых до малахитовых. Даже одуванчики на фоне этого зеленого буйства кажутся блеклыми».
Завершая эту часть занятия, воспитатель выражает уверенность в том, что если дети еще раз рассмотрят понравившиеся рисунки, то заметят что-то такое, что им не удалось увидеть ранее. «Буду рада, если вы поделитесь своими наблюдениями», – говорит педагог.
«Мы с вами каждый раз радовались, когда обнаруживали очередную примету последнего месяца весны, – напоминает педагог. – А Виталий Бианки посвятил этому времени года рассказ, который так и называется – „Май“. Послушаем?»
Пятница 22 мая (Развитие речи)
В. В. Гербова Занятие 6.
Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.
Ход занятия
«К концу мая в садах, огородах, на пустырях полным-полно крапивы, – начинает разговор педагог. – Хорошее это растение или вредное?»
Заслушивает ответы детей и, не обобщая их, читает рассказ Э. Шима.
«Что теперь вы скажете о крапиве? – интересуется воспитатель. – Стоит ей поклониться?»
Педагог зачитывает соответствующий отрывок из текста, а затем читает весь рассказ.
Воспитатель предлагает ребенку пересказать рассказ. Дошкольник может рассказывать один или с товарищем. Далее текст пересказывают другие дети.
«В природе нет ничего лишнего, – говорит педагог. – И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных, например волки, в природе нарушается равновесие».
Чтобы подтвердить это рассуждение, педагог вечером читает детям литературную сказку В. Бианки «Сова».[32]
Занятия 7–8. Повторение
Повторение материала (по выбору педагога).
Приложение. Литературная страничка
Считалки, скороговорки, загадки
* * *
Ясный месяц,
И мышатки
По ночам
Играют
В прятки.
– Месяц, месяц,
Выходи!
Я нашел,
А ты – води.
* * *
Шла веселая Собака, чики-брики-гав!
А за ней бежали Гуси, головы задрав,
А за ними – Поросенок, чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю?
Н. Пикулева
* * *
Сон-сон,
Пересон.
Сели в лодку
Пять персон:
Сом,
Севрюга,
Три селедки.
Вылезайте
Все
Из лодки!
Г. Сапгир
Баран-буян залез в бурьян.
***
У осы не усы, не усищи, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У ежа и елки иголки колки.
***
Маленькая болтунья
Молоко болтала,
Да не выболтала.
***
Пошла Поля полоть петрушку в поле.
***
Шапка да шубка —
Вот и весь Мишутка.
***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова,
На траве двора.
***
Съел молодец
Тридцать три пирога,
Да все с творогом.
Сорок сорок
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок —
Сразу поссорились
Сорок сорок.
Ю. Кушак
Разговор Лютика и Жучка
– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
И. Токмакова
1. Держится подружка
За мое ушко,
Стежкою одною
Все бежит за мною.
(Иголка с ниткой)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
3. Весь день ползу я по дорожке.
То выпущу, то спрячу рожки.
Спешить домой я не спешу,
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом я при себе ношу,
А потому всегда я дома. (Улитка)
4. В чисто убранной светличке
Дремлют сестры-невелички.
Эти сестры весь денек
Добывают огонек.
(Спички)
5. То назад, то вперед,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море.
(Утюг)
6. Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
(Гвоздь)
Скоро ест, мелко жует,
Сама не глотает,
Другим отдает.
(Пила)