Екатерина Шадрина
Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Россия – моя Родина».
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Цель: систематизировать знания детей о родной стране.
Задачи:
- формировать представление о государственной символике (флаг, гимн, герб);
Публикация «Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- расширять кругозор детей;
- обогащать словарный запас;
- поддерживать познавательный интерес к истории страны;
- воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение, гордость за неё.
Предварительная работа:
- конструирование - бумажные самолётики;
- заучивание стихотворения о Родине;
- дидактическая игра «Белый - красный – синий».
Материалы и оборудование:
- раздаточный материал (для каждого ребёнка) для художественно - эстетического развития (полоски цветной бумаги размером 5*1 см. : красная, голубая, полоски балой бумаги, клей, бумажные самолётики);
- плакаты с изображением президента, герба, флага, таблица «Флаги разных стран»;
- иллюстрации Москвы и других городов России;
- аудиозапись гимна РФ.
Содержание непосредственно - образовательной деятельности.
Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Родина».
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Детям задаются вопросы:
- О чём это стихотворение?
- Что такое Родина?
- Как называется наша страна?
По - другому Россию называют: наша Родина, наше Отечество, Матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной – потому, что в ней родились, говорим родным языком, в ней для нас всё родное. Матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами. Выучила своему языку, защищает нас от врагов.
Много на Земле других стран, кроме России, но одна у человека одна мать. Одна у него и Родина – Мать!
-Какие же другие имена есть у нашей страны?
-Вы любите своих мам?
Вот точно так вы должны любить свою Родину-Матушку Россию.
Рассматриваем иллюстрации рисунки с изображением Москвы. Кремля.
- Посмотрите, какая красивая столица нашей Родины – Москва!
- Чем столица отличается от других городов? (ответы детей).
- Кто нибудь из вас знает кто же управляет нашим государством?
- А как вы думаете где работает президент?
Посмотрите на иллюстрацию Кремля и попробуйте сказать в каком здании работает президент?
- А вы знаете, что перед началом важных заседаний у президента в Кремле, звучит гимн России – это торжественная песня. В это время все присутствующие люди встают и слушают гимн стоя, нельзя разговаривать.
(Включается запись гимна, дети встают) .
-Какой ещё символ государства вы знаете? (Герб).
Дети рассматривают иллюстрацию герба.
- Что изображено на гербе? (дети высказывают свои мнения).
-Где приходилось вам видеть изображение герба?
Воспитатель демонстрирует детям предметы с изображением герба (денежные монеты, почётные грамоты).
Предлагает детям посмотреть на таблицу с изображением флагов разных cтран и найти флаг России.
-Как выглядит флаг Российского государства?
-В какой последовательности расположены полосы на флаге?
Воспитатель предлагает детям задание: выложить бумажные полосы в той последовательности, как они расположены на Российском флаге.
- Где вам приходилось видеть флаг?
Пальчиковая игра.
Вот волшебный самолёт
Отправляется в полёт.
Смелый лётчик в нём сидит,
Он летит то вверх, то вниз.
Самостоятельная работа детей.
Дети наклеивают полосы на крылья самолётов. Повторяем последовательность расположения цветов на Российском флаге (готовые самолёты выставляются на отдельный стол)
-Вот какие у нас получились замечательные самолёты, настоящая эскадрилия, которая будет защищать границы нашей Родины.
Итог занятия:
- вам понравилось путешествие по России?
- что запомнили, узнали нового?
Тема "Всемирный день защиты животных"
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Цель: Расширять представления детей о многообразии животных.
Задачи:
- формировать интерес к окружающей природе;
- показать взаимосвязь растительного и животного мира;
- учить детей самостоятельно делать умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды.
Материал и оборудование:
- иллюстрации с изображением животных;
- материал для аппликации (клей, клеенки, фломастеры, листы бумаги форматом А4;
- демонстрационные карточки;
- компьютер, мультимедиа, магнитная доска.
Средства: Беседа, диалогическая и монологическая речь, иллюстрации, приём ответа «на ухо», ИКТ технологии.
Содержание непосредственно- образовательной деятельности.
Разыгрывается игровая ситуация, что принят сигнал SOS. (сигнал SOS) .
Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что означает этот сигнал? SOS – это международный радиосигнал. Его подают с кораблей попавших в беду. Все кто услышат его, на каком бы языке он не говорил сам, в какой бы стране не жил, знает: где то люди попали в беду, они просят о спасении. Но сегодня этот сигнал я услышала не по радио, передали его не люди. Этот сигнал мне передал ветер. Он передал его по всему миру, всем людям: SOS, SOS, SOS.
Это зовет на помощь природа. Как вы думаете, почему природа зовет на помощь? ответы детей
Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства: лес, воду, воздух, растительный и животный мир.
Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты).
Почему они вымерли?
Вспомните мультфильм «Ледниковый период».
Мамонты жили очень–очень давно. Когда пришел Ледниковый период – стало очень холодно. Многие животные не смогли себя обеспечивать едой, мерзли. А вскоре многие животные вымерли. О их существовании нам известно совсем немного. Но и сейчас некоторые животные исчезают. По какой причине, как вы считаете?
А как бы вы поступили по отношению к этим животным, если бы жили много миллионов лет назад?
Представьте себе на минуту нашу планету без пения птиц, без животных, без общения с ними. Представьте, что больше нет собак и кошек в наших домах и можно животных увидеть только на картинках. Такие мысли не приносят радости, правда?
Давайте, попробуем отправиться в волшебное место …. закрыли глазки покрутились вокруг себя.
- Звучит магическая музыка.
- Фонограмма - пение птиц.
- Проектор - картинка леса
Как вы думаете, где мы оказались?
Ответы детей
Да! В лесу, но это не простой лес, а заповедник.
А кто знает, что такое заповедник?
Ответы детей
Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? Ответы детей
Охранять природу нужно в любом месте.
Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать? (работа с картинками самостоятельная, проверка в парах)
На ваших столах лежат картинки, посмотрите и зачеркните те картинки, на которых изображены неправильные действия людей.
Выполнение задания.
А теперь давайте проверим, чтение стихотворения: "Лесные правила"
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки деревьев не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Ну вот, мы с вами знаем, где находимся и знаем как себя вести, и теперь можно побродить по тропинкам заповедника. Дети изображают движения - ходьба
Ой! Смотрите! Кто там?
(на столах у детей разрезной пазл – бобр) Работа группами.
Показ слайдов:
Бобр - обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот. Этот полуводный зверь, в общем, ему только нужно, чтобы водоем не промерзал до дна зимой и не пересыхал летом. Бобры - животные растительноядные, и пищей им служит обилие растений.
Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть - густая, мягкая.
Копыта северного оленя широкие, да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога.
Амурский тигр один из самых больших хищников нашей планеты. В отличие от других больших кошек мех у тигров полосатый. Полосатая окраска служит тигру маскировкой — она делает его менее заметным среди высокой травы.
Зубр - представитель группы диких быков. Может достигать веса до 1 т. Зубры, несмотря на большие размеры и кажущуюся громоздкость, очень подвижные животные. Они быстро бегают и способны преодолевать барьеры высотой до 2 м. Питается травой, а также листьями и ветками. В настоящее время существование этого вида невозможно без поддержки со стороны человека.
Мы с вами увидели много интересных животных!
А давайте сейчас превратимся в мартышек!
Физкультминутка
Мы весёлые мартышки
Мы играем громко слишком
Мы ногами топаем
Мы руками хлопаем.
Дружно прыгнем к потолку
Пальцы поднесём к виску,
Друг другу носики покажем,
Руками в небо мы укажем.
Оттопырим ушки
Возьмёмся за макушки,
Шире рот откроем,
Мордочки состроим.
Как скажу я слово три
Все с мордашками замри
Раз, два, три.
Ну а сейчас нам пора возвращаться в группу. Закрыли глазки, покрутились вокруг себя. Звучит магическая музыка.
На экране –изображение «Красная книга».
Ребята, очень многие животные, которых мы встретили сегодня в заповеднике, занесены в Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью? А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? Ответы детей.
Давайте мы сами никогда не будем обижать животных и не дадим их другим в обиду.
Ребята, хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в группе.
Сейчас каждый из вас выберет картинку с изображением животного, которое бы он хотел защищать, оберегать. Потом мы соберём все картинки вместе и сделаем свою Красную книгу. Обложку я уже сделала.
Дети выбирают (клеят) .
Оформление красной книги.
Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинками. Наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных.
И помните. Беречь нужно и тех животных, которые не занесены в Красную книгу. К ним относятся и домашние животные, которых можно назвать помощниками и друзьями человека. Они спасают людей, как настоящие герои, показывая чудеса верности и преданности человеку. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Тема: Фильтрование воды.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Выявить устойчивость интереса детей к экспериментированию, осознанию ребенком результатов экспериментирования.
Задачи:
- найти различные способы очистки воды;
- решить проблемную ситуацию.
Оборудование: марля, промокашка, сито, дуршлаг, воронка, пустые чистые баночки, картинки с изображением пустыни, верблюда, кактуса.
Ход эксперимента.
Прежде чем начать эксперимент, я хочу вам загадать загадки:
1. Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без? (Воды)
2. Не старик он – а горбат,
Не овца – а шерсти клад,
И силен, и терпелив, И в еде не прихотлив.
По душе ему пустыни,
Там живет где зреют дыни. (Верблюд)
3. Низок да колюч,
Очень редко я пахуч,
И меня ты не сорвешь
Только руки обдерешь. (Кактус)
- Посмотрите на эти картинки – отгадки и подумайте, что их может объединять. (Выслушиваются ответы детей)
- Правильно, ребята, верблюда называют «кораблем пустыни» он способен долго обходится без воды, питаясь только колючками. И кактус тоже накапливает в себе воду. Вот и мы с вами сегодня отправимся в пустыню, где очень мало воды.
Давайте представим себе, что путешествуя в пустыне мы шли караваном очень долго и у нас осталось очень мало воды. Случилась беда - начался сильный ураган, и вся вода, которая у нас была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как нам напиться, как очистить воду? Давайте посмотрим, что есть в нашем рюкзаке.
Выкладываем на стол : марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые баночки
- Как вы думаете сможем ли мы очистить воду? (выслушивание ответов детей)
- А теперь давайте проверим ваши догадки экспериментальным путем:
Как вы думаете зачем нам может понадобиться чистая баночка? Да именно в нее мы будем очищать воду. Давайте вместе проверим, какие предметы помогут лучше всего очистить воду?
Дети поочередно пробуют предметы для очистки воды и самостоятельно делают выводы, что лучше всего очищает воду? (промокашка и марля).
- Вам понравилось очищать воду?
Тема «Поможем Мишке построить дом»
ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Задачи:
Образовательные :
- Дать представление о профессии архитектор.
- Продолжать знакомить детей с разными материалами, их свойствами.
Развивающие:
- Самостоятельно проводить исследования, размышлять, делать простые умозаключения, выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Методы и приемы: словесный, практический, игровой, наглядный, вопросы, напоминание.
Материал: письмо от медведя, схема «Отгадай по описанию, картинки «Профессии», стойки: лаборатория «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Цементный завод», материал: солома, веточки, камешки, ледяные кубики, деревянные пластинки, чашечки с водой, цементом, песком, тарелочки, общая тара для заливки плиты, схема выполнения задания, презентация (слайд «Архитектор», кирпичики с эмоциями, образец – цементная плита.
Словарная работа: введение нового слова "архитектор".
Предварительная работа: рассматривание картинок «Профессии», отгадывание загадок, рассматривание картины «Строим дом», собирание пазлов «Строительная техника».
Содержание непосредственно- образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, куда вы приходите каждое утро? (детский сад)
Кто вас здесь встречает? (воспитатель)
Чем занимается воспитатель в детском саду? (воспитывает, дает знания, читает сказки)
Правильно, в детском саду мы читаем много сказок.
И сегодня я приглашаю вас в сказку.
К нам пришло письмо, а от кого, узнаете, посмотрев схему.
Дидактическая игра «Узнай по описанию». ( дети рассматривают таблицу: живет в лесу, спит в берлоге, шерсть коричневого цвета, питается рыбой, ягодами корешками) .
Почему вы так думаете?
Правильно, это письмо от медведя.
Давайте его прочитаем:
«Стоял в поле теремок, был не низок, ни высок. Жили в нем и не тужили разные животные. А я – медведь косолапый разрушил теремок. Я хочу построить дом- чтоб окошко было в нем, Чтобы вместе мы в нем жили и больше не тужили. Чтобы терем- теремок- был не низок, а высок».
Ребята, поможем медведю построить прочный дом? (ответы детей)
Кто может построить дом? (строитель) .
Какие строительные профессии вы знаете?
Дидактическая игра «Назови профессию».
На доске расположены карточки. Нужно взять карточку, назвать профессию, которая изображена на ней и чем занимается.
Чтобы построить прочный дом нам необходимо подобрать материал.
Какой должен быть материал, чтоб получился прочный дом? (крепкий)
Ребята, мы сегодня отправимся в лабораторию, где узнаем, какой материал самый прочный.
Готовы?
Лаборатория у нас сегодня необычная, - сказочная. В сказочную лабораторию пропускают по билетам. Взяли билеты?
Посмотрите на билеты и скажите, как называется сказка на красном билете? («Заюшкина избушка»)
Из чего строят дома в этой сказке? (лед, дерево)
Посмотрите на билеты и скажите, как называется сказка на желтом билете? («Три поросенка»)
Из чего строят дома в этой сказке? (солома, ветки, камни)
Ребята, вам в лаборатории нужно узнать, какой материал самый прочный и подходит для строительного дома.
В лаборатории нужно строго соблюдать правила: ничего не брать в рот, говорить тихим голосом, не толкаться, не бросать, договариваться друг с другом и слушать старшего исследователя.
Подходите к своим центрам и приступайте к исследованию.
Обращение к ребятам из центра «Заюшкина избушка»
Какой материал вы выбрали для строительства дома? (дерево) .
Почему вы его выбрали?
Почему лед не выбрали?
Какой вывод сделали? (дерево- прочный материал)
Молодцы!
Теперь давайте послушаем исследователей из сказки «Три поросенка.
Какой материал вы выбрали для строительства дома? (дерево) .
Почему вы его выбрали?
Почему лед не выбрали?
Какой вывод сделали? (камень- прочный материал)
Молодцы!
Исследователи «Заюшкина избушка» выбрали дерево, а исследователи «Три поросенка» выбрали камень.
Какой же материал прочнее: дерево или камень?
Докажите мне.
Чего боится дерево? (огня, воды)
Какой вывод можно сделать? (камень- прочный и крепкий материал)
Кто создал камни?
Камень - природный материал, он создан природой.
Ребята, посмотрите, удобно ли строить дом из таких камней? (нет)
Но люди научились делать бетонные плиты, кирпичи для строительства крепких и красивых домов.
Я вас приглашаю на цементный завод, где мы с вами сами изготовим бетонную плиту.
Давайте вспомним, какие правила техники безопасности нельзя нарушать?
Если их нарушать, то у нас ничего не получится.
Молодцы!
Посмотрите, это - бетонная плита.
Чтобы получить такие плиты, нам понадобится специальный материал.
Давайте подойдем к столам и рассмотрим, что у нас есть?
С какими материалами мы уже знакомы? (песок и вода) .
А этот материал называется цемент.
Посмотрите на него, какой он? (сыпучий, сухой, как песок) .
Чтоб плита получилась прочная - необходимо работать по этой схеме. ( картинка: 1ложка песка + 1 ложка цемента + 1 ложка воды)
Если положить и размешать все эти материалы, то получится прочный материал для строительства домов - бетон.
Самостоятельная работа детей.
Чтоб бетон стал прочным, ему необходимо дать время для застывания.
Какой вывод можно сделать? (бетон - крепкий, прочный) .
Молодцы!
Ребята, но дом не построить без самого главного строителя- архитектора (показ на слайде) .
Чтение стихотворения:
Архитектор строит дом, дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Архитектор- это специалист, который проектирует дома на бумаге, в наше время правильнее сказать на компьютере. А по этим проектам - строители строят дома.
И нам архитектор прислал вот такие проекты, чтобы мы смогли по этим схемам построить мишке дом - прочный и надежный.
Итоги НОД:
Ребята, как вы думаете, помогли мы мишке? Кому понравилась наша работа- возьмите веселый кирпичик, если не понравилось- грустный, а если понравилось, но показалось трудным - кирпичик с вопросом.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры.
Задачи:
- закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике;
- развивать игровой диалог, игровое взаимодействие;
- прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд;
- активизировать и расширять словарный запас.
Словарная работа: жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.
Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»; беседа о работе врача, медсестры; сюжетно-ролевая игра «Больница».
Материал и оборудование:
1. Одежда: 3 белых халата, 3 медицинских шапочки;
2. Медицинские инструменты: шприцы, фонендоскоп, градусник, шпатель, вата, бинт, витаминки.
3. Документация: Медицинские карты на каждого «больного». У каждого ребёнка-пациента надеты бейджики с геометрическими фигурами.
Ход игры.
Дети сидят в группе на стульчиках.
«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру – «Поликлинику». Кто из вас был в поликлинике? Давайте с вами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, делают укол)
А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться) .
Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться). Правильно, врач спрашивает: «На что жалуешься?»
Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку). Для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.
Давайте с вами рассмотрим инструменты врача.
Это инструмент – фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает). Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие).
А это-шпатель. Что им делают? (смотрят горло) .
А это –неврологический молоток. Что им делает врач? (стучит по коленке). Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.
Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры.
Вы их все знаете?
Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины; называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.
А теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.
Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? А медсестрой? А медрегистратором? Врачом в первый раз будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.
Выбор ролей. Дети занимают свои места.
«Начинаем приём»…
Дети поочереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор - ребёнок выдаёт карточки. (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на бейджиках у детей-пациентов). Затем дети поочереди проходят к врачу.
Ребё нок-врач: «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит?»
Ребё ной-больной: «У меня болит горло».
Врач: «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а». я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлошко красное. Пройдите к медсестре. Она вам померет температуру и даст лекарство».
Так поочереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.
Подведение итогов игры:
1. Понравилась ли игра?
2. Понравились ли детям врач? Медсестра? Медрегистратор? (почему) .
3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?
Ребята, вы в поликлинику пришли грустные, больные. А теперь врач вас подлечил и вы стали здоровыми, весёлыми, озорными, какие были и до болезни.