Татьяна Белова
Конспект НОД с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие» : воспитание любви к Родине через изучение традиций народной культуры, в частности истории игрушки Тульского края; воспитание межличностных отношений, воспитание бережного отношения к игрушкам.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие» : расширение кругозора, развитие интереса к старинным и современным игрушкам, формирование представлений об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории куклы, о предметах ближайшего окружения и их назначении, о материалах, из которых они изготовлены, знакомство с разновидностями куклы-скатки, характерными для Тульской области (куватка, пеленашка).
Публикация «Конспект НОД с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
«Речевое развитие» : активизация словаря детей словами – деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пластмассовая, пеленать, оберег; развитие компонентов устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
«Художественно-эстетическое развитие» : расширение представлений о многообразии форм народного фольклора, приобщение к словесному искусству, развитие продуктивной деятельности детей (изготовление тряпичной куклы- пеленашки); развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
«Физическое развитие» : развитие координации движений, мелкой моторики рук.
Планируемые результаты НОД
Интегративные качества: любознательный, эмоционально-отзывчивый, интересующийся новым, имеющий представления о предметах ближайшего окружения, готовый к совместной деятельности со сверстниками; управляет своим поведением, положительно относится к любым видам труда, владеет достаточным словарным запасом.
Предпосылки УУД:
коммуникативные - умеет слушать взрослого и выполнять действия по его инструкции, свободно общается со взрослыми и детьми;
познавательные - умеет устанавливать связи между назначением предметов и материалами, из которых они изготовлены, способен анализировать и сравнивать;
регулятивные - умеет осуществлять действия по заданному образцу и правилу, умеет обыгрывать поделку;
личностные - умеет устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, способен оценивать свою работу и работу товарищей.
Оборудование для педагога: сундучок, современная кукла, изготовленные тряпичные куклы (куватка, пеленашка, филимоновские куклы, иллюстрации.
Оборудование для детей: длинный лоскут светлой ткани 80 см в длину, квадратный лоскут цветной ткани для головного платка и такой же, но в несколько раз больше для пеленки, нитки или ленточки.
Содержание НОД:
1. Восп-ль. Вот опять мы собрались в нашем уголке краеведения, где всем нам уютно и приятно находиться. А кто сегодня пришел к нам в гости, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Дети. Кукла.
2. В. Правильно, отгадали. Восп-ль показывает детям современную куклу и спрашивает :
- зачем нужна кукла?
- из каких частей состоит?
- из какого материала сделана?
- с кем можно сравнить куклу?
Ответы детей.
В. Эта кукла пришла в гости не с пустыми руками, а принесла из волшебной страны Кукляндии вот такой сундучок. А чтобы открыть его, нужно сказать заветные слова.
Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок.
Давайте все вместе скажем эти слова. Дети вместе с воспитателем произносят заветные слова. Сундучок открывается, воспитатель достает из него филимоновскую барышню.
В. Много лет назад человек научился добывать глину. И все вы знаете,что помесив ее, можно что-то слепить. Что, например?
Д. Различную посуду, сосуды, игрушки.
В. Правильно, вот и раньше взрослые лепили для своих детей из глины игрушки. А как называется эта кукла? Где ее сделали и из чего?
Д. Филимоновская барышня, ее сделали в селе Филимоново Тульской области. Игрушку слепили из глины, значит она глиняная.
В. По каким признакам можно отличить филимоновскую игрушку от других?
Д. По характерным узорам и цветам, а еще это обязательно свистулька.
В. Как можно играть с этой куклой?
Ответы детей.
В. Давайте скажем заветные слова еще раз. Дети говорят.
Воспитатель достает из сундучка тряпичную куклу-куватку.
В. Прошло много лет, и человек придумал другую куклу –тряпичную. Ребята, почему она так называется? Как можно играть с этой куклой?
Д. Тряпичная потому, что сделана из тряпочек. Ее можно качать, гулять с ней и т. д.
В. А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, вот таких (показывает детям первую куклу). Давайте подумаем и скажем, какой куклой играть интереснее и почему? (Подвести к пониманию детьми того, что интереснее играть пластмассовой куклой, т. к. ее можно мыть, расчесывать, одевать, раздевать, у нее поворачивается голова, сгибаются руки и ноги.
Ну, а теперь давайте поиграем. Проводится игра на словообразование «Какая кукла?»
Кукла из дерева- деревянная;
---из соломы-соломенная;
---из резины-резиновая;
---из глины-глиняная;
---из тряпочек-тряпичная;
---из пластмассы-пластмассовая.
3. В. А сейчас я приглашаю вас в группу для того, чтобы поиграть в русскую народную игру «У Маланьи» и немножко отдохнуть.
Дети проходят в группу, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.
У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такой головой (очертить большую голову)
Вот с такой бородой (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту одну руку, потом другую)
На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так (показывать любое движение).
В. Молодцы, теперь вы знаете какие бывают куклы. А хотите сами изготовить куклу?
Д. Да, очень хотим.
4. В. Я приглашаю вас за столы, мы с вами изготовим куклу-пеленашку. Эта куколка на вид очень простая: кукла-младенец в платочке, завернутая в пеленку. Поэтому и называется пеленашка. Куколка маленькая, да удаленькая. От беды убережет, маленького ребенка защитит, кукла-оберег. Такими куклами не играли, их подкладывали в детскую колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали и не болели. Куклу делали из лоскутков ткани (показ и объяснение воспитателя). Прямоугольный лоскут туго скручивали и посередине перевязывали веревочкой, сверху повязывали платочек, заворачивали в пеленку.
Далее дети изготавливают кукол, а воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь.
В. Вот какие куколки у нас получились. Давайте покачаем их и споем им колыбельную. Воспитатель вместе с детьми поют колыбельную «Баю-баюшки-баю»
В. Вы все такие молодцы. Возьмите свою куколку домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам приснились хорошие и добрые сны.