Юлия Викторовна Слабая
Конспекты логопедических занятий для подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Март, 4 неделя
Лексическая тема «Славянск- на-Кубани»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о Славянске – на Кубани. Расширение и уточнение словаря по теме «Славянск – на – Кубани» (город, Славянск – на –Кубани, улица, музей, мост, река, здание, памятник, парк, кинотеатр, библиотека, музыкальная школа, дом культуры; северный, культурный, прекрасный, великолепный, красивейший; стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить, восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения; косвенная речь). Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация в пересказе.
Публикация «Конспекты логопедических занятий для подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.
Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, ответственности, активности.
Оборудование. Магнитная доска, фотографии с видами Славянска – на – Кубани, небольшой мяч, ноутбук, запись песни о Славянске – на – Кубани.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий с видами Славянска – на – Кубани, чтение детям стихов кубанской поэтессы Татьяны Голубь, разучивание стихов и пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие речевого слуха, памяти. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними, предлагает занять места возле стульчиков. На магнитной доске перед ними фото с видами Славянска – на – Кубани. Звучит песня о Славянске – на – Кубани.
Логопед. Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе – Славянске – на – Кубани. Вы видите фотографии с видами нашего прекрасного города. Для создания настроения я предлагаю вам послушать стихотворение Т. Голубь «Кубань».
Кубань, Кубань!
Мой отчий дом,
Раздольный вольный край!
Здесь красен человек трудом,
Как красен солнцем май!
Здесь все тебе знакомо –
Все — без чего не жить.
Пусть станет светлой самой
Родная сторона
Знай, Родина, как мама,
У каждого одна.
Логопед. Вспомните, пожалуйста, какими словами называли наш город в песне?
1 ребёнок. Автор называет его городом садов и народных преданий.
2 ребёнок. Он говорит, что любуется и гордится его новыми зданиями.
3 ребёнок. Автор восхищается дружбой Кубанского народа, гордиться праздником славян.
4ребёнок. Он пишет, что две реки как две сестры спешат в Азовское море.
5 ребёнок. Автор назвал его городом своей судьбы.
Логопед. Молодцы! Вы внимательно прослушали песню.
Логопед убирает картинки с магнитной доски.
2. Упражнение «Семейка слов». [Совершенствование навыков словообразования. ]
Логопед. Давайте образуем слова одной семейки со словом Славянск. Как называют жителей Славянска?
1 ребёнок. Славянцы.
Логопед. Какие улицы в Славянске?
2 ребёнок. Славянские.
Логопед. Как называют жительницу Славянска?
3 ребёнок. Славянка.
Логопед. Как называют жителя Славянска?
4 ребёнок. Славянец.
Логопед. Очень хорошо! Я вами горжусь.
3. Чтение логопедом рассказа о Славянске – на – Кубани. [Развитие речевого слуха. ]
Логопед предлагает сесть удобно и послушать рассказ.
Логопед. Славянск-на-Кубани – современный город, радующий взгляд широкими и прямыми улицами, красивыми площадями и скверами, обилием зелени и цветов. Славянск-на-Кубани является центром Славянского района и находится между рукавами реки Кубань, Славянска-на-Кубани есть яблоневый Сад – Гигант. Сейчас это самый большой фруктовый сад в мире. В городе действует речная пристань, железнодорожная станция. Через Славянск-на-Кубани проходят автомобильные дороги на Новороссийск, Темрюк и порт Кавказ.
4. Беседа по прочитанному. [Углубление представлений о Славянске – на – Кубани. Развитие диалогической речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения, косвенная речь. Развитие памяти.) Словарная работа. ]
Логопед помещает на магнитную доску картинки с видами Славянка – на – Кубани.
Логопед. С какого предложения начинается рассказ?
Дети. Славянск – на – Кубани – современный город с красивыми площадями, скверами, с прямыми улицами.
Логопед. Недалеко от каких морей находится Славянск – на – Кубани?
Дети. Славянск – на – Кубани находится недалеко от побережья Азовского и Чёрного морей.
Логопед. Какой сад есть в окрестностях города?
Дети. В окрестностях города есть яблоневый сад, самый большой в мире.
Логопед. Что действует в городе?
Дети. В городе действует пристань, железнодорожная станция.
Логопед. В какие города проходят дороги через Славянск – на – Кубани.
Дети. Через Славянск – на – Кубани проходят автомобильные дороги на Новороссийск, Темрюк и порт Кавказ.
Логопед. Что вы видите на картинках?
1 ребёнок. Я вижу железнодорожную станцию.
2 ребёнок. Я вижу фонтан на Набережной.
3 ребёнок. А я вижу реку Протоку.
4 ребёнок. Я узнал картинную галерею.
Логопед. Очень хорошо. Вы дали толковые ответы на мои вопросы.
Логопед убирает картинки.
5. Коллективное составление плана пересказа. [Развитие диалогической речи, памяти, планирующей функции речи. ]
Логопед предлагает детям всем вместе составить план пересказа.
Логопед. С чего вы начнёте рассказ?
Дети. Мы скажем, что Славянск – на – Кубани современный город с красивыми площадями и скверами.
Логопед. О чём вы будете рассказывать дальше?
Дети. Дальше надо сказать о том, что город находится вблизи двух морей – Чёрного и Азовского.
Логопед. Как вы продолжите рассказ?
Дети. Мы расскажем, что в у нас есть самый большой в мире фруктовый сад – Сад- Гигант.
Логопед. Что вы расскажите потом?
Дети. Что в городе действует железнодорожная станция и что через Славянск – на – Кубани идут автомобильные дороги на Новороссийск, Темрюк и порт Кавказ.
Логопед. Молодцы! Вы составили план рассказа.
6. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять». [Координация речи с движением. ]
Логопед предлагает детям встать в круг и выполнить п. г.
Люблю по городу гулять, (приседать, «шагать» пальчиками)
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два, (встать, на каждое название загибать по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.)
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад.
Как красив его наряд!
Восемь – крепость у Невы.
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
7. Повторное чтение рассказа логопедом. [Развитие речевого слуха. ]
Логопед предлагает детям вновь занять стульчики и ещё раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.
8. Пауза для подготовки детей к пересказу.
Логопед даёт детям пару минут для подготовки к пересказу.
9. Пересказ текста детьми. [Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков в процессе пересказа. ]
Логопед предлагает детям пересказать текст. Он обязательно нацеливает детей на правильное произношение свистящих и шипящих звуков. В завершение данного этапа работы логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Славянск – на – Кубани». Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и «печатания». Автоматизация произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация в свободной речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ловкости.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к родному городу и гордости за него.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с видами Славянска – на – Кубани, контейнер с карандашами, резиновый мяч, плоскостное изображение капли, карточки со слогами, карточки со словами, магнитный алфавит, «светофорчики».
Предварительная работа. Подготовка рассказов о любимом месте Славянска – на – Кубани с воспитателями по плану.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Назови ласково». [Сообщение темы занятия. Совершенствование грамматического строя речи, образование сущ. с ум. -ласк. суффиксами. ]
Логопед встречает детей в дверях кабинета. Он организует приветствие и предлагает детям пройти к стульчикам и встать в круг. В руках у логопеда мяч.
Логопед. Мы продолжаем разговор о Славянске – на - Кубани, и я предлагаю вам сыграть в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы возвращаете мне мяч и называете слово ласково. Город.
1 ребёнок. Городок.
Логопед. Улица.
2 ребёнок. Улочка.
Логопед. Переулок.
3 ребёнок. Переулочек.
Логопед. Река.
4 ребёнок. Речка.
Логопед. Мост.
5 ребёнок. Мостик.
Логопед. Отлично! Вы справились с таким сложным заданием.
2. Упражнение «Волшебная капля». [Развитие навыков составления и чтения слов из заданных слогов. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания. ]
Дети проходят к магнитной доске. На ней закреплено плоскостное изображение большой голубой капли. На капле с помощью магнитов закреплены карточки со слогами (про, то, ка; Ку, бань).
Логопед. В этой волшебной капле спрятались названия двух рек. Прочитайте слоги, подумайте и составьте названия этих рек. Работайте вместе. Не мешайте друг другу.
Дети составляют слова.
Логопед. Прочитайте названия рек.
Дети. Протока, Кубань.
Логопед. Замечательно! Вы справились с очень сложным заданием и порадовали меня!
Логопед убирает плоскостное изображение капли.
3. Упражнение «Подбери слово» [Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. ]
Логопед помещает на магнитную доску карточку со звуковой схемой слова.
Логопед. К какому из составленных вами названий подходит эта звуковая схема?
С К С К З
Дети. Эта схема подходит к слову Кубань.
Логопед. Потрясающе! Вы и с этим заданием легко справились. Какие вы умные и талантливые!
Логопед убирает карточки со словами и схемой.
6. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять» [координация речи с движением. ]
7. Рассказывание о любимых местах Славянска – на – Кубани. [Развитие связной речи. ]
Логопед даёт одну минуту для подготовки к рассказыванию.
8. Игра «Буква потерялась». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и чтения. ]
Логопед предлагает детям вновь пройти к магнитной доске, на которой закреплены карточки со словами.
Площад…
Ден.
Пен…
Тен…
Лос…
Логопед. Прочитайте слова на карточках. Подумайте, какой буквы в них не хватает. Допишите недостающие буквы и вставьте их в слова.
Дети выполняют задание.
Логопед. Прочитайте слова все вместе.
Дети. Площадь, день, пень, тень, лось.
Логопед. Отлично! Вы просто молодцы! Это было сложное задание.
Логопед убирает карточки.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование и употребление существительных в форме множественного числа в косвенных падежах). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж] в свободной речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, зрительного внимания. Восприятия, конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование. Контейнер с материалами для анализа предложений, контейнер с карандашами, два игровых поля для игры в «Слоговое лото», квадраты из цветного картона, резиновый мяч среднего размера.
Предварительная работа. Придумывание загадок – описаний о достопримечательностях города, работа над общими речевыми навыками.
Ход занятия
1. Организационный момент. Отгадывание загадок – описаний о достопримечательностях Славянска – на – Кубани. [Сообщение темы и создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж] в свободной речевой деятельности. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, предлагает им сесть на стульчики, стоящие вокруг стола.
Логопед. Сегодня мы свами продолжим разговор о нашем любимом городе, и я предлагаю начать занятие с стихотворения Т. Голуб «Кубань» :
Кубань, Кубань!
Мой отчий дом,
Раздольный вольный край!
Здесь красен человек трудом,
Как красен солнцем май!
Здесь все тебе знакомо –
Все — без чего не жить.
Пусть станет светлой самой
Родная сторона
Знай, Родина,как мама,
У каждого одна.
Логопед. Молодцы! Вы отлично прочитали стихотворение.
2. Упражнение «Заштрихуй». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. ]
Логопед предлагает детям заштриховать знакомое здание.
3. Пазлы «Мосты» (12 частей). [Развитие зрительного внимания и восприятия, конструктивного праксиса, тонкой моторики. ]
Логопед раздаёт детям конверты, в которых находятсяцелые и разрезанные на пазлы картинки с видами Славянска – на – Кубани.
Дети складывают пазлы и сообщают, что у них получилось. Потом логопед убирает конверты.
4. Упражнение «Составь схему предложения». [Совершенствование навыка анализа предложений. ]
Логопед ставит на стол контейнер с материалами для анализа предложений.
Логопед. Придумайте предложения по картинкам.
1 ребёнок. Все праздники проходят на Театральной площади.
2 ребёнок. Я люблю гулять в Северном парке.
3 ребёнок. Мне нравится кормить уток и лебедей на озере.
4 ребёнок. Мне нравиться ходить в кинотеатр.
Логопед. Очень хорошо. А теперь сосчитайте слова в предложениях и составьте схемы предложений.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и предлагает убрать материалы для анализа предложений в контейнеры. Он убирает контейнеры со стола.
5. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять». [Координация речи с движением. ]
6. Игра «Слоговое лото». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]
Логопед делит детей на две команды и выдаёт каждой из команд игровое поле, которое разделено на четыре части. В каждой части нарисовано по несколько кружков.
Логопед. Игра в слоговое лото вам знакома. Я буду показывать вашим командам картинки с видами Славянска. Вы будете говорить, что изображено на картинке. Я буду предлагать вам разделить на слоги одно из слов названия. За правильно выполненное задание команда будет получать цветной квадрат и закрывать им ту часть игрового поля, на которой столько кружков, сколько слогов в слове. Победит та команда, которая скорее закроет своё игровое поле.
Логопед показывает детям картинку.
7. Игра с мячом «Два и пять». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).]
Логопед предлагает детям встать и берёт в руки мяч.
Логопед. Я предлагаю вам сыграть в игру «Два и пять» с мячом. Я бросаю вам мяч и называю два предмета, вы ловите мяч, называете пять таких же предметов и возвращаете мяч мне. Две улицы.
1 ребёнок. Пять улиц.
Логопед. Две реки.
2 ребёнок. Пять рек.
Логопед. Два музея.
3 ребёнок. Пять музеев.
Логопед. Две площади.
4 ребёнок. Пять площадей.
Логопед. Замечательно. Вы не допустили ошибок.
8. Игра с мячом «Закончи предложение». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме множественного числа в косвенных падежах).]
Логопед предлагает детям продолжить игру с мячом.
Логопед. В Славянске – на – Кубани много улиц….и т. д.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять, а затем положительно оценивает деятельность каждого ребёнка.
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели. Систематизация знаний о Славянске – на – Кубани. Активизация и актуализация словаря по теме «Славянск – на – Кубани». Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения со словами потому что). Совершенствование навыка составления и чтения предложений. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация в свободной речевой деятельности. Совершенствование элементарных математических представлений.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, общих речевых навыков, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, активности, инициативности, уважение к людям труда.
Оборудование. Магнитная доска, фломастер, небольшая связка небольших воздушных шаров, конверт с карточками для чтения, резиновый мяч.
Предварительная работа. Разучивание четверостиший о городе на индивидуальных занятиях с логопедом, работа над общими речевыми навыками, просодической стороны речи.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Я люблю Славянск – на Кубани». [Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения со словами потому что). Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними. Дети встают возле стульчиков.
Логопед. Сегодня мы закончим разговор о нашем городе, и сейчас вы расскажите, почему вы любите этот город, составите предложения со словами потому что. Старайтесь говорить красиво.
1 ребёнок. Я люблю Славянск – на – Кубани, потому что я родился в этом городе.
2 ребёнок. Я люблю Славянск – на – Кубани, потому что это современный красивый город.
3 ребёнок. Я люблю Славянск – на – Кубани, потому что в нём много великолепных зданий.
4 ребёнок. Я люблю Славянск – на – Кубани, потому что в нём красивые парки с детскими площадками.
Логопед. Очень хорошо.
2. Игра «Разноцветные шары». [Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).]
Логопед достаёт связку маленьких воздушных шаров.
Логопед. Сейчас я буду совершать различные действия с этими разноцветными шариками, а вы будете рассказывать о том, где они находятся по отношению к А… Обязательно включайте в предложение слова, отвечающие на вопрос «Какие?»
Логопед совершает действия, а дети их комментируют.
1 ребёнок. Воздушные шары поднялись над А…
2 ребёнок. Воздушные шары опустились перед А…
3 ребёнок. Воздушные шары опустились за А…
4 ребёнок. Воздушные шары вылетели из А…
Логопед убирает шары.
3. Составь и прочитай предложение». [Совершенствование навыков составления и чтения предложений. ]
Логопед достаёт конверт с карточками со словами.
Логопед. Составьте и прочитайте предложения.
Дети составляют и читают предложения.
1 ребёнок. Дети гуляют в парке.
2 ребёнок. Мы с братом ходили в музей.
3 ребёнок. По реке плывёт лодка.
4 ребёнок. Я люблю купаться в море.
Логопед. Вы справились с этим сложным заданием. Молодцы!
Логопед убирает карточки.
4. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять».
5. Упражнение «Случай в Петербурге». [Развитие речевого слуха. Совершенствование элементарных математических представлений. ]
Логопед. А сейчас я хочу узнать, насколько вы внимательны и умеете ли вы считать. Слушайте задачу в стихах.
Отряд улан взошёл на мост,
То было в воскресенье.
Но, раскачавшись, рухнул мост,
Упал от сотрясенья!
Никто из них не утонул:
Один поплыл, другой нырнул,
Шестёрка крепких остальных
Повисла на цепях стальных.
… Дополни нам картину ту:
Так сколько шло их по мосту?
Логопед. Итак, решите задачу. Сосчитайте, сколько улан, военных, шло по мосту.
Дети. По мосту шло восемь улан.
Логопед. Как вы считали, расскажите?
Дети. Один улан поплыл, один улан нырнул, шесть улан повисли на цепях. 1+1+6=8
Логопед. Запишите решение.
6. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
По предложению логопеда дети перечисляют задания, которые они выполняли на занятии. Логопед задаёт детям контрольные вопросы и подводит итог изучения темы, оценив деятельность детей за неделю.