Наталия Николаева
Конспекты занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты занятий по формированию выразительности рисунков детей 5 г. ж. средствами анималистической графики
«Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина»
Программное содержание. Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина; формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др., рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным.
Темочки:
Материал. Портрет Е. И. Чарушина, книги Чарушина «Медвежата», «Воробьишко», эстампы «Медвежонок» (прил., «Лисенок» (прил., «Олененок».
Предварительная работа. Чтение книг Е. И. Чарушина и рассматривание его рисунков.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в «необычайный зоопарк», где животные «живут» в книжках. Дети рассматривают книги Е. И. Чарушина с его иллюстрациями. Затем демонстрирует портрет художника и рассказывает: «Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке. Там прошло его детство. Мальчиком он очень любил животных, и в доме у него кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой, будущий художник, лечил и выхаживал уток, тетерок. Женя мог часами наблюдать за поведениями животных, за их привычками. Все ему было в их жизни интересно. Когда Женя вырос, он выучился на художника и стал рисовать замечательные рисунки из жизни животных. Рисунки Чарушина не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери как живые».
Известный художник и писатель. Кроме своих собственных книг ("Волчишко и другие", "Васька", "Про сороку") Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.
В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Е. И. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии.
Герои Е И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.
Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.
К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному). Главным он считал создание образа, "а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы - вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков" (Чарушин Е. И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание, №2, С. 22-25). Детское сознание в общем переполнено образами, которые зарождаются в нем непрерывно. Задача руководителя - подтолкнуть эти образы, помочь им запечатлеться на бумаге, и для этого совсем не надо быть художником. Разделенная с ребенком радость творчества, радость его находкам в рисовании, в создании образа поддерживает ребенка в процессе работы, дает ему уверенность в себе, считал Е. И. Чарушин.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации из книги Е. И. Чарушина «Медвежата». Он просит рассказать про медвежат детей. Если есть необходимость, помогает.
Воспитатель спрашивает, какими средствами художник дает понять, что медвежата самые главные на этой картине.
Дети рассказывают о зверятах, после чего воспитатель зачитывает соответствующие отрывки из книги.
Педагог предлагает рассмотреть картину «Лисенок». Спрашивает, как чувствует себя лисенок в лесу и как об этом рассказывает художник.
Затем дети дают описание лисенка. Воспитатель привлекает их внимание к изображению елочки, просит подумать, зачем художник поместил ее здесь – ведь он не любил рисовать «посторонние предметы». (Чарушин подчеркивает, как неуютно и страшно лисенку одному в лесу).
Далее дети рассматривают картину «Олененок». Дети описывают его.
Заканчивает занятие воспитатель рассказом о том, что художник – иллюстратор Е. И. Чарушин мечтал, чтобы все дети любили животных и заботились о них.