Приложение МААМ

Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет) по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника

Екатерина Берсенева
Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет) по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет)

по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника

«Я МОГУ! Я ЗНАЮ! Я БУДУ!»

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА БЕРСЕНЕВОЙ Е. Ю

Образовательная область, в которой программа может быть использована : «Социализация», интегрирование с областями «Коммуникация», «Здоровье», "Безопасность", "Познание". Программа рассчитана на дошкольников 3-7 лет и их родителей.

Публикация «Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет) по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Цель данной программы – формирование у детей бережного отношения к своему здоровью, повышение социально-психологической культуры ребенка, повышение социально-психологической компетенции его родителей.

Систематическая работа по данной программе позволяет ребенку легче адаптироваться в группе сверстников, способствует повышению самооценки, снижению тревожности, появлению сплоченности в детском коллективе, знакомит с навыками саморегуляции.

На занятиях, проводимых по программе, дети знакомятся со своим организмом, получают целостное представление о здоровье и способах его сохранения, узнают об эмоциональной жизни человека, учатся управлять своими эмоциями, получают информацию о желаниях других детей и взрослых, учатся сообщать о своих переживаниях.

Проведение занятий на протяжении всего дошкольного периода способствует развитию чувства симпатии по отношению к сверстникам; развитию способности понимать и ценить индивидуальность других детей, развитию чувства эмпатии, умению взаимодействовать между собой в игровой, трудовой, учебной и др. деятельности.

С помощью данной программы мы хотим ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений со сформировавшимся бережным отношением к своему здоровью.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема «Что я знаю о себе. Какой я?»

Цель: формирование у детей позитивного отношения к себе и другим людям.

Задачи:

– предоставить детям возможность рассказать о себе;

– способствовать повышению самооценки детей.

Ход занятия. Зайчонок приходит к детям. Говорит о том, как они выросли, какие они стали большие.

Упражнение «Какой я»

Всем детям по очереди предлагается рассказать о себе. Обычно дети называют положительные качества, если ребенок назвал отрицательное – это сигнал воспитателю о заниженной самооценке ребенка.

Упражнение «Лестница самооценки»

Детям предлагается вспомнить о стране, где все жители живут на ступеньках. Дети должны поселить себя на ту ступеньку, где они хотели бы жить.

Упражнение «Кто я»

Воспитатель предлагает детям подумать и изобразить что-то или кого-то жестами и мимикой. Один ребенок показывает, а остальные дети отгадывают.

Итоговое упражнение «Волшебный стул»

Зайчонок рассказывает, что есть такой замечательный стул, волшебный, у того, кто на него садится, окружающие видят только очень-очень хорошее. Дети по очереди садятся на стул, остальные называют все хорошие качества сидящего. (Стул ставится на середину, заранее украшенный).

Примечание. Воспитатель приглашает в первую очередь тех детей, с которыми дети не очень охотно общаются, играют.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема «Моя семья. Какой я ее вижу»

Цель: формирование у детей знаний о семье.

Задачи:

– воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям;

– закрепить понятие «семья».

Этюд «Любящие родители»

Звучит колыбельная песня. Мама и папа Зайчонка укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает Зайчонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже немножко покачивается.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

Беседа-интервью с детьми

Воспитатель читает стихотворение Г. Григорьева и Н. Голя

Есть в доме альбом

Семейный альбом.

Как в зеркале,

Мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть фотографии и выбрать фотографии своей семьи.

Вопросы к детям: Кто изображен на фотографии? Какое у них настроение? Что они делают? Дети рассказывают о своих семьях, о том, какой они ее видят.

Игра-драматизация «Найди своих малышей»

– У всех есть мама. И у зверят тоже есть мамы. И мы сейчас с вами превратимся в веселых медвежат и зайчат. Но вначале нам надо выбрать маму-медведицу и маму-зайчиху.

Дети с помощью считалки (по желанию детей) выбирают двух детей: маму-медведицу и маму-зайчиху. Остальные дети делятся на 2 подгруппы. Дети-малыши с помощью жестов изображают медвежат (косолапые, неуклюжие) и зайчат (длинноухие, прыгучие). Мамы должны найти своих малышей.

Итог занятия : сегодня на занятии мы с вами говорили о своих семьях, о своих близких и любимых людях. У каждого из нас есть семья, в которой нам хорошо и уютно.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема «Бытовая химия»

Цель: формирование представления о последствиях неправильного применения бытовой химии.

Задачи:

– формировать осознанное отношение к бытовой химии, представления о ее пользе и вреде;

– способствовать формированию ответственности за свое поведение и здоровье.

Ход занятия. Нас в жизни окружает огромное количество опасных веществ. Но без них нам просто не обойтись. Одни из них – это наши помощники. Воспитатель показывает детям различную бытовую химию (рисунки или упаковки).

Дети рассматривают карточки с изображением средств бытовой химии и подбирают карточки, для чего они предназначены.

Беседа с детьми. Воспитатель вместе с детьми обсуждает, какие правила нужно соблюдать при использовании бытовой химии:

– правильно использовать средства бытовой химии;

– хранить их отдельно от пищевых продуктов;

– не перепутать с пищевыми продуктами (из-за яркости упаковок);

– не пробовать на вкус;

– если сам не умеешь читать, спросить у взрослых, что это.

Игровое упражнение «Грязи нет и пыли нет!»

Воспитатель предлагает с помощью всех средств, с которыми они сегодня познакомились, навести порядок в доме. Читает стихотворение, дети выполняют движения.

На столе – посуда горкой.

Под столом – с водою таз.

Генеральная уборка

начинается у нас.

(Дети моют посуду, выжимают тряпку).

Я ужасно храбрый,

Я хожу со шваброй.

(Дети моют пол).

И от дяди много толку –

Он помыл на кухне полку.

(Протирают).

Дедушка с бабушкой вышли во двор,

«Ваниш» берут и стирают ковер.

(Стирают ковер).

– Вот какие молодцы! Везде навели порядок! А помогли нам специальные средства.

Итоговое упражнение «Используй правильно»

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением средств бытовой химии (или упаковки) и карточки с изображением того, для чего они предназначены (ванна, плита, раковина, грязное белье, вредные насекомые, ковры и т. д.).

ЗАНЯТИЕ 4

Тема «Мое настроение. Мои эмоции. Настроение других детей»

Цель: формирование у детей позитивного отношения к другим детям.

Задачи:

– учить детей управлять своим настроением;

– учить быть внимательными к чувствам и желаниям других детей.

Ход занятия.

Этюды на выражение различных эмоциональных состояний

1. «Лисенок боится»

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место, повторить эти движения несколько раз; плечи подняты, глаза круглые; имитировать стряхивание с ног воображаемых капель.

2. «Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок; брови нахмурены.

3. «Круглые глаза»

Однажды мальчик шел домой и увидел, что по двору бегает тряпка. Он поднял тряпку и увидел, что там котенок.

Выразительные движения: брови подняты, глаза расширены, уголки губ опущены.

Воспитатель говорит, что сейчас дети показали различные эмоциональные состояния.

Зайчонок приходит к детям.

Сказка о разном настроении

Однажды Зайчонок проснулся утром с хорошим настроением. Он радовался всему: яркому солнышку, теплому ветерку, завтраку, который ему приготовила мама. Зайчонок очень хотел поделиться своим хорошим настроением и побежал в лес. Первым он увидел зайчонка, который сидел под кустом и весь дрожал.

– Привет, зайчонок! Какой сегодня хороший день, не правда ли?

– Да ничего хорошего. Я стукнул лапку, за мной гнался волк.

– Лапка перестанет болеть, волк убежал, и у тебя должно быть хорошее настроение, как у меня!

Зайка ничего не ответил. Зайчонок побежал дальше. На дереве сидела птичка.

– Привет, птичка! Какой сегодня хороший день, не правда ли?

– Да ничего хорошего. Был дождь и промочил мои перышки.

– Дождь прошел, а перышки высохнут, и у тебя должно быть хорошее настроение, как у меня!

Птичка ничего не ответила. Зайчонок побежал дальше. На тропинке он увидел муравьев, которые были чем-то огорчены.

– Привет, муравьишки! Какой сегодня хороший день, не правда ли?

– Ничего хорошего. Кто-то наступил на наш дом и сломал его.

– Муравейник почините, и у вас будет хорошее настроение, как у меня!

Муравьи ничего не ответили.

Зайчонок побежал дальше, но остановился и задумался: «Почему у меня хорошее настроение, а у других нет?»

Итоговая беседа с детьми по занятию :

– Почему у зверей не такое настроение, как у Зайчонка? (Ответы детей).

– Можно ли поделиться своим настроением? А в нашей группе? Нас много, и у всех разное настроение. Если у кого-то плохое настроение, надо помочь, а если хорошее – поделиться с другими.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема «Как мы дышим и для чего»

Цель: формирование у детей знаний об органах дыхания.

Задачи:

– познакомить детей с органами дыхания;

– дать детям представление о том, как мы дышим и для чего.

Ход занятия. Воспитатель начинает занятие с загадки : «Что не лень нам делать каждый день?» (Ответы детей). – Да, вы ответили правильно. Но самое главное – нам не лень дышать.

Мы дышим для того, чтобы жить. Мы дышим постоянно: днем, когда играем, гуляем, принимаем пищу, ночью – когда спим. Через каждые 3–4 секунды мы набираем в наши легкие воздух, который необходим для жизни, в котором содержится кислород. Затем делаем выдох, выдыхаем воздух, в котором находится углекислый газ и вода.

Органы дыхания состоят из трахеи, бронхов, легких.

Воздух мы вдыхаем через нос, где он очищается от пыли, увлажняется и согревается. Вот почему так важно, чтобы нос был всегда здоровым. Если мы дышим через рот, то воздух попадает в легкие холодный и неочищенный.

«Игра с ваткой» – показать детям, сохранено или затруднено носовое дыхание. Детям предлагается прижать одну ноздрю указательным пальцем, а ко второй ноздре поднести ватку. Ребенок делает вдох и выдох. Если ватка хорошо двигается, то носовое дыхание хорошее, если нет – значит нос надо лечить. Как мы уже говорили, когда мы выдыхаем воздух, в нем находится вода. Сейчас мы это проверим.

Игра «Я выдыхаю воду»

Воспитатель дает детям зеркальце, ребенок вдыхает и делает выдох прямо на зеркальце. Воспитатель обращает внимание на то, что зеркальце запотело. Проводим пальчиком по зеркальцу – остается след, а пальчик стал влажным.

Игровое упражнение «Дышим – не дышим»

Предлагаем детям задержать дыхание (время не устанавливается). После того, как дети опять начнут дышать, спросить об их ощущениях.

Итог занятия : дети рассказывают об органах дыхания, для чего мы дышим и зачем.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема «Хозяин своих чувств»

Цель: закрепление знаний детей о негативных чувствах и управлении этими чувствами.

Задачи:

– обратить внимание детей на негативные чувства (обида, злость, грубость, страх);

– обсудить с детьми, как эти чувства могут мешать;

– обучить передаче своих эмоций другим людям разными средствами.

Ход занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, какие бывают чувства. (Дети перечисляют.)

– Вы назвали как положительные, так и отрицательные чувства.

Отрицательные чувства, такие как злость, обида, грусть, страх, нам мешают. Как они могут нам мешать? (Выслушиваем ответы детей).

В каких ситуациях нам бывает стыдно, обидно, когда мы грустим, злимся? (Выслушивает ответы детей).

Некоторые из ситуаций, которые назвали дети, проигрываются.

– На других занятиях мы с вами говорили о разных способах выражения своих отрицательных эмоций (надо проговорить, обсудить, не держать их в себе).

Упражнение «У страха глаза велики»

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и предлагает всем представить, что у них большой огромный страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (воспитатель изображает большие круглые глаза при помощи рук. Дети повторяют движения). Но теперь страх уменьшается. (Делают руками соответствующие движения).

Выполняя это упражнение, воспитатель подводит детей к мысли о том, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает.

Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Итог занятия : Этюд «Стыдно»

Мальчик случайно сломал любимую мамину вазу. Он испугался, что мама его накажет. Он сказал маме, что вазу сломал младший брат. Брата наказали, а ему стало стыдно.

Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

Дети называют ситуации, когда им бывает стыдно, обидно, страшно и почему.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема «Береги здоровье с детства»

Цель: формирование у детей ответственности за свое здоровье.

Задачи:

– научить детей бережно относиться к своему здоровью;

– познакомить с профилактикой заболеваний.

Ход занятия. Есть такая истина «Болезнь легче предупредить, чем потом лечить». Все мы хотим быть здоровыми, никогда не болеть, чтобы всегда было хорошее настроение. Для этого надо с самого раннего детства заботиться о своем здоровье.

Сейчас мы с вами вспомним, как можно уберечь свое здоровье:

– соблюдать режим дня, так как несоблюдение режима дня может вредно влиять на здоровье детей;

– правильно одеваться в соответствии с временем года, чтобы не переохладить или не перегреть организм (предлагаются разные ситуации, из которых дети находят выход);

– ухаживать за собой (правильно умываться, чистить зубы, ухаживать за руками и ногами);

– употреблять полезную пищу;

– заботиться об органах слуха, зрения, обоняния, дыхания, пищеварения;

– заниматься спортом.

Игровые упражнения

1. «Проверяем слух». Воспитатель шепотом произносит слова. Дети должны назвать слова.

2. «Что изменилось». Детям показывают картинку, через некоторое время ее меняют на такую же картинку с некоторыми измененными деталями. Дети должны назвать, что изменилось.

3. «Угадай запах». Воспитатель дает детям понюхать разные запахи. Какой запах понравился больше?

Также проводятся другие игровые упражнения по желанию детей.

Итог занятия : сегодня на занятии я прочитала вам истину «Болезнь легче предупредить, чем потом лечить», и на занятии мы познакомились с некоторыми правилами, которые необходимо соблюдать, чтобы не заболеть.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема «Помогу себе сам»

Цель: формирование навыков регуляции физического состояния.

Задачи:

– воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному;

– обучить способам и приемам регуляции самочувствия.

Ход занятия. Зайчонок приходит к детям, у него перебинтована лапка.

– Что случилось, Зайчонок?

– Мы вчера играли, и я случайно поранил себе лапку. Она у меня очень болит.

– Какая твоя боль?

– На что похожа твоя боль?

– Какого она цвета?

– Во что ее можно превратить?

– Куда ее можно поселить?

Зайчонок не торопится отвечать на вопросы, помогают отвечать дети.

После этой беседы воспитатель спрашивает у Зайчонка, так же сильно у него болит лапка или нет?

– Нет, почти не болит.

– А это потому, что мы поговорили о твоей боли, и она прошла. Оказывается, боль может пройти не только от лекарств, но и оттого, как мы поговорим с больным человеком, что мы ему скажем.

Этюд «Бабушка заболела». Стихотворение Е. Григорьевой.

А у бабушки за дверью

Почему-то тишина…

Может бабушка больна?

Я вскочила, дверь открыла:

– Бабушка, ты что лежишь?

«Неотложку» вызвать на дом?

– Нет, – ответила, – не надо.

Лучше всякой «Неотложки»,

Если рядом посидишь.

Болеет бабушка моя,

А «Неотложка» – это я.

Выразительные движения: дети подходят к Зайчонку, берут его за лапку, гладят, смотрят в глаза.

Итоговое упражнение «Болезнь куклы». Детям предлагается поиграть с куклой, рассмотреть ее.

– А сейчас давайте представим, что наша кукла заболела. Возьмите куклу на руки. Постарайтесь представить куклу больной.

– Как она заболела?

– Как вы ее лечите?

– Как жалеете?

Выразительные движения: дети качают, обнимают, гладят куклу, укладывают спать, прижимают к себе.

– Плохое самочувствие можно лечить не только лекарствами, но и добрым словом, отзывчивым отношением.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема «Общение. Я и мы»

Цель: формирование у детей чувства команды, восприятия себя как части группы.

Задачи:

– формировать у детей понятия «друг», «дружба»;

– учить детей взаимодействовать друг с другом;

– учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

Ход занятия.

Беседа «Что такое дружба»

– Ребята, взрослые часто говорят вам: «Должны быть дружными, дружно жить». Подумайте хорошенько, и пусть каждый расскажет, что значит «дружба». (Выслушиваются и поощряются ответы детей.)

– Многие дети правильно рассказывают, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать для них что-нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.

Тот, кто умеет дружить – не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Когда дети дружны, они заметят, кто заплакал или загрустил, подумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

Этюд «Кто виноват». Воспитатель приглашает двоих детей. На столе лежит бумажный кораблик.

– Представьте, что вам обоим нужен этот кораблик, и каждый тянет его к себе. Никто не хочет уступать. (Дети тянут, кораблик рвется на части.)

Вопрос: как нужно было поступить в данной ситуации?

Подвижная игра «Не намочи ноги»

Дети делятся на пары. У каждого из них по 2 дощечки. Им надо перейти ручей (на полу лежит две скакалки, ширина 4–5 метров, не намочив ноги. Создается игровая ситуация, когда у одного из детей одна дощечка «уплывает» (на двух детей остается три дощечки). Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети самостоятельно ищут выход из создавшегося положения.

Появляется Зайчонок.

– Я внимательно наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы говорили о дружбе. А еще говорят: «что не сделаешь один, сделаем вместе». Я вам сейчас предлагаю нарисовать поезд, в котором едут друзья.

Упражнение «Нарисуй поезд». Для рисования необходим один на всех большой лист. Детям предлагается нарисовать длинный поезд, чтобы всем там поместиться. Каждый рисует один вагон и соединение с другими вагонами.

После выполнения упражнения дети обсуждают, получилось или нет выполнить задание.

Чтение стихотворения И. Моднина «Давайте дружить» (сопровождается жестами и движениями).

Давайте, люди,

Дружить друг с другом (дети подают руки друг другу,

Как птица с небом (изображают птицу, руки вверх,

Как травы с лугом (приседают, изображают руками траву);

Как ветер – с морем (дуют, показывают волны руками);

Поля – с дождями (постукивают пальцами как капельки дождя);

Как дружит солнце (показывают руками круг над головой)

Со всеми нами (берутся за руки).

Итоговое упражнение «Волшебные конфеты». Зайчонок приносит детям конфеты, рассказывает, что это не простые, а волшебные конфеты, которые исполняют желания, но только те желания, которые должны быть полезны и приятны для всех детей в группе. Каждый ребенок берет конфету, вслух проговаривает желание и съедает конфету.

Зайчонок прощается.

Публикации по теме:

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенкаРазвитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

Форирование математических представлений у дошкольника как один из способов развития социально личностных качеств ребенка Усилия педагогов и родителей в дошкольном возрасте сосредоточены на формирование гармонично развитой личности ребенка. Воздействие должно.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе. Занятие 1. Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Конспекты занятий по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» (4 часть) 8-е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать музыкальные произведения с одинаковыми названиями (а также стихотворения, картины).

Конспекты занятий по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» (6 часть) С. Прокофьев «Петя и волк» (Симфоническая сказка для детей) 1-е занятие Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения.

Конспекты занятий по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» (7 часть) 1-е занятие Программное содержание. Учить детей определять черты такого жанра, как марш. Ход занятия Педагог. Отгадайте, что я сейчас вам.

Конспекты занятий по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» (8 часть) Комплекс занятий по музыкальным произведениям Д. Д. Шостаковича Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Д. Шостаковиче.

Мероприятия в ДОУ как средство развития эмоциональной сферы ребенка Эмоции – непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство развития личности. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе.

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника Речевое развитие дошкольников. Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника. Цель: эффективность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет) по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника
Опубликовано: 20 января 2017 в 08:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий в подготовительной группе (6–7 лет) по программе развития социально-личностной сферы ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Берсенева (УИ 1018163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД