Еркеш Кудобаева
Конспекты занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «День рождение клоунов Ксюши и Нюши»
Цель: Налаживание эмоционального контакта. Снятие с помощью игр напряжения с ЭВС. Выработка правильного ротового выдоха при заикании.
Оборудование: клоунские атрибуты – парики, носы, клоунские дудки- свистки, мыльные пузыри, шарики, палочки для сока, наглядное пособие «Горячий чай», «Задуй свечу».
Методы: диалог, сюжетно- ролевая игра «День рожденье», показ.
Ход занятия:
Приветствие.
Прослушивание песни «Гены крокодила – Пусть бегут неуклюже!»
Логопед:
- Мадина посмотри на эти картинки кто это?
Публикация «Конспекты занятий» размещена в разделах
- Это клоуны.
-А, давай мы сегодня с тобой поиграем игру «Веселое день рожденье клоунов Ксюши и Нюши»
- Ты будешь Нюша, а я Ксюша и именно, сегодня мы будем праздновать наше день рожденье.
-Ну, давай же,будем превращаться в клоунов.
(ребенок и логопед одевают парики и носы)
- Давай, Нюша поздороваемся по- клоунски. Повторяй за мной.
Раз - на носочках потянулись,
Два – нагнулись
Три – разогнулись
И сказали друг другу -
- Привет! И Улыбнулись!
- Молодец!
Д/и «Волшебный мешочек».
(Логопед по одному достает игрушки, называя их).
Игра «Свистуны»
Логопед:
-Итересно, что с ним делать?Наверно его съесть надо!
- Нет. Ты знаешь? Ну-ка покажи! Логопед и ребенок дуют в свистки.
2. Ух, ты смотри! Что же это? Помоги мне, подскажи.
- Шарики (ответ ребенка).
- Точно, шарики. Давай, мы их надуем,чтобы наше день рожденье было еще красочнее и веселее (логопед спрашивает какого цвета шары, и просит посчитать их).
3. Игра с трубочками. Ой, смотри тут еще есть какие- то палочки и стаканчики!
Логопед предлагает поиграть игру «Буль -бульки» (1-ый вариант).
-, надо через трубочки в воду дуть так, чтоб вода забулькала и мы услышим с тобой, как водичка «говорит».
Игра трубочками «Волны» (2-ой вариант Опускаем только концы трубочки и водим их по поверхности воды.)
4. Игра «Мыльные пузыри»
- А, вот с этим играть любят не только дети, но и взрослые.
Назови, что это? (допустима подсказка)
5. Игры «Горячий чай» и «Задуй свечу»
- Я устал, давай отдохнем, попьем чай с тортом.
-Осторожно, чай горячий. Надо на него подуть, чтобы он остыл.
-А, теперь, задуем свечки на нашем торте. Только сначала их посчитаем. Сколько на торте свечей? (На торте четыре свечи)
- Молодец!
Итог занятия :
- Ну, вот…. наше день рожденье подошло к концу. Давай соберем все клоунские игрушки и положим их в волшебный мешочек.
Ребенок складывает игрушки, называет их.
- ,тебе понравилось, наше день рожденье?
(ответ ребенка)
- Ну, а теперь, давай попрощаемся с тобой (логопед и ребенок прощаются с друг другом).
Тема: «Устранение заикания с помощью применения элементов здоровьесберегающих технологий»
«Дышим правильно- говорим правильно!»
Основная цель:
- снятие зажима с гортани;
- снятие зажима с мышц с шеи и гортани;
- снятие мышечного зажатия с артикуляционного аппарата;
- снятие напряжения с голосового аппарата;
- выработка глубокого дыхания;
- правильного речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики
Методы и приемы: соблюдение охранительного режима упражнение
«Режим молчания», специальные дыхательные упражнения для устранения судорог при заикании локализующихся в органах артикуляционного аппарата, в голосовом аппарате и в дыхании, упражнения для расслабления органов артикуляции – самомассаж языка, пропевание гласных звуков.
Наглядность: таблицы комплексов упражнений.
Ход занятия : Организационный момент.
Приветствие.
Релакс – прослушивание релакс –мелодии. «Режим молчания» в положении лежа или сидя и психологический настрой ребенка к занятию.
После прослушивания мелодии.
Логопед:
-, тебе понравилась мелодия?
- А, какие звуки природы ты слышал?
Предположительный ответ ребенка: шум воды, пение, щебетание птиц.
Логопед дает ребенку следующую установку, взяв его за руку :
«Ты спокоен и ты готов к занятию», «У тебя все хорошо и все получится»
-, главное правило нашего занятия :
«Дышим правильно – говорим правильно!»
Первый комплекс
Комплекс упражнений для снятия зажима с гортани.
1.- Данил сядь, поудобнее, спина прямая, правую руку положи на живот, а левую на колено. Сделай спокойный вдох носиком при этом следи за тем, чтобы животик надулся, как шарик, и на выдохе произнеси : пфффу (ху или фу).
2. И. п. тоже выдыхаем воздух толчками – толчки до 10 раз.
3. И. п. тоже голову опускаем чуть –чуть вниз и делаем зевок (на выдохе при зевании произносим звук а-а-а…. немного протяжно)
Второй комплекс
Снятие зажима с шеи и с гортани.
И. п. тоже голову чуть – чуть вниз и произносим на выдохе:
а) звук «И», как можно дольше;
б) звук «И» басом
И. п тоже голову чуть –чуть вниз играем игру «Вьюга» (голосом произносим звук «У» тихо,потом усиливаем его, слегка пропевая)
Третий комплекс
Снятие напряжения с органов артикуляции. Самомассаж языка.
Артикуляционная гимнастика: Упр «Жевание» Упр «Толстые, худые щечки»; Упр «Бегемот», упр «Улыбка», упр «Трубочка»
Самомассаж: Язычок погладим ласково губами
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами,
И в конце погладим ласково губами.
Артикуляция звуков «АОУИ» - беззвучно 3 раза.
Четвертый комплекс
Снятие напряжения с голосового аппарата
Пропевание гласных «А», «О», «У», «И»
Произносим гласные в сочетании с движениями рук.
Произносим слоги слегка пропевая слоги по схеме.
- Молодец!
-Слушай меня внимательно: «Говорим спокойно на выдохе!»
Игра «Итервью» Логопед задает ребенку вопросы, по которым ребенок рассказывает о себе и должен отвечать полным ответом.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- В каком классе ты учишься?
- Как зовут твою учительницу?
- Сколько в твоем классе учеников?
-У тебя есть друг?
-Как его зовут?
-Данил, какое время года тебе нравится? А какое сейчас время года?
- Молодец, ….
-, расскажи стихотворение «Осень»(проверка домашнего задания). Говори не спеша, дыши правильно.
Итог занятия :
-Молодец! Скажи, какое правило ты должен соблюдать (Дышим правильно- говорим правильно! Логопед задает домашнее задание, после прощается с ребенком.)
Тема занятия : Автоматизация звука «Р»
«Путешествие в Африку»
Цель:
Образовательная: Автоматизация звука {Р} в речевом потоке (ввод звука в речь).Расширить и закрепить знания ребенка о природе, о диких животных живущих в Африке. Закрепить знания о названиях животных живущих в Африке и о их детенышей и соотносит с родителями.
Коррекционно-развивающая:
Активизация речевой деятельности, контроль поставленного звука {Р} в речевом потоке.
Развитие умения грамматически правильно использовать в речи глаголы, прилагательные и правильно их согласовывать с существительными;
Развитие умения грамматически правильно отвечать на вопрос: «У кого кто?».
Развитие познавательных процессов (внимания –зрительного, слухового; памяти- слуховой, зрительной; восприятия, мышления – словесно-логического).
Воспитательная: Воспитывать любой к живой природе.
Методы и приемы: беседа, вопрос- ответ, диалог, наглядость, методическое пособие из серии «Игры с прищепками», «Назови и найди детенышей»; музокотерапия, использование мультимедийннного экрана с показом слайдов по теме, элементы логоритмики.
Тип занятия : путешествие.
Ход занятия:
Организованный момент:
Звучит песня «От улыбки» под музыку входят дети – Лиза и Арина.
Логопед:
-, посмотрите сегодня у нас на занятии гости. Поздоровайтесь с гостями.
-….,какое у Вас настроение? (хорошее)
- Давайте, пожелаем нашим гостям «Хорошего дня!».
-…., сегодня нас с Вами звук «Р» пригласил в увлекательное путешествие в Африку. Далее Язычок продолжает свою речь в стихотворной форме:
Слайд № 1
Что за Африка –страна!
Где лишь лето и весна,
Где кругом стоит жара-
Все узнать о ней пора.
Что за звери там живут,
Что за птицы там поют,
Сплошь загадками полна,
Что за Африка-страна!
Логопед:
-Ну, что оправляемся в путешествие в Африку? А как мы туда доберемся?
(раздается гул вертолета) На ноутбуке появляется вертолет.
- А, вот и наш транспорт. Итак, мы полетим в Африку на вертолете!
Логоритмическая игра «Вертолетики»
Слушайте, мою команду, пристегиваемся, расправляем крылья, взлетаем повторяйте за мной:
Идет на взлет, идет на взлет, (руки поднимаем вверх)
Винты вращая, вертолет (круговые вращение рук, поднятых вверх)
Гудит вертолет, летит вертолет: «ДР-Др__» (руки опускаем на уровне пояса, иммитируя крылья вертолета)
Во время полета звучит песня «Красной шапочки» на мультимедийнном экране появляются картинки гор, реки, крокодилы, попугаи.
Логопед:
Объявляется посадка! Мы в Африке!
Логопед:
-Вот мы и в Африке! А, что, это за конвертик? Он для нас от звука «Р». Логопед зачитывает письмо.
-Здравствуйте, мои друзья! Я рад приветствовать Вас в Африке! Чтобы ваше путешествие в Африке было интересным и полезным я мои друзья - дикие животные в Африки приготовили для Вас задания, а Вы должны их выполнить. Удачи! Ваш друг звук «Р».
-Да, девочки видно наше путешествие будет непростым, придется нам потрудится.
Слышится рычание:
- Ой, кто это рычит? (показ слайда№ 4 –картинка рычащего тигра)
Выполнение задания тигра. Покажи артикуляционные упражнения, которые помогли тебе правильно произносить звук «Р» - «Лягушка» ,«Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Заведи мотор» .
Повтори чистоговорки:
Ра-ра-ра – черная пантера
Ру-ру-ру- быстрый кенгуру
Ры-ры-ры – храбрые тигры
Рог-рог-рог – огромный носорог
Бра-бра –бра- полосатая зебра
Раф-раф-раф – пятнистый жираф на экране появляется жираф
-, опишите жирафа (высокий, пятнистый, с длинной шеей)
Послушай задание жирафа.
Д/и «Назови детенышей» У кого кто? Игры с прищепками.
- Девочки, пришло время отдохнуть.
Выполняется физминутка «У жирафа» под музыкальное сопровождение Е. Железновой.
Звучит музыка песенка «Львенка»
-Ой, кто это поет? (появляется картинка львенка)
Задание львенка:
а)Посмотри внимательно на картинки. Назови всех животных, четко проговаривая звук «Р».
В названии какого животного нет звука «Р».
- Ой, это кто? На экране появляется фото- картина обезьяны.
- Это обезьяна.
Дети ответьте на вопрос:
- Какая обезьяна? (хитрая, озорная, быстрая) А что они любят есть?
- Обезьянки-озорницы от обезьян: собери бананы, сосчитай их. Пропой обратные слоги, выделяя звук «Р». Д/и «Собери бананы» и игра «Чудесный мешочек». Собираем бананы под песню «Чунга -чанга».
Раздается гул вертолета.
-Дети, нам пора возвращаться. За нами прилетел вертолет. Дети за логопедом повторяют зачин:
Идет на взлет, идет на взлет,
Винты вращая, вертолет
Гудит вертолет, летит вертолет: «ДР-Др__»
Итог занятия :
Подведение итога занятия
-, где мы с Вами были. Каких животных мы видели? Назовите их.
- Вы, были большие молодцы! Спасибо Вам. Логопед прощается с детьми.
Индивидуальное занятие с ОНР 1 уровня «Мы играем»
Словарь: предметы – название игрушек (кукла, юла, мяч, машина);
Действия и инструкции – кружится, прыгает, лови, бросай, кати, положи, дай, принеси, дай мне, возьми, повтори.
Материал: игрушки (Мишка, мяч, юла, кубик).
Ход занятия :
I.Организационный момент
Приветствие. Привет,! (Здравствуй, ….) Посмотри, … к тебе сегодня пришел Мишка Он спрашивает тебя: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? (ребенок отвечает по подражанию речи логопеда или совместно с логопедом).
Логопед:, Мишка- Мишутка принес тебе свои любимые игрушки. Они тут в мешке.
- …. развяжи мешочек. (ребенок развязывает с помощью педагога или сам мешочек, а логопед оречевляет его действия.)
II. Основная часть
–, достань одну игрушку. (Достань…. Оречевление проделанного действия совместно с педагогом).
1 Игра с мячом
Логопед: А еще в нашем мешочке мячик. Какой красивый, круглый. Он умеет прыгать и стучать – бах, бах, бах. Как прыгает мячик? Как стучит?, лови мячик., бросай мячик., лови мячик., кати мне мячик., на, возьми мяч.
(Ребенок повторяет движения и, по возможности, воспроизводит сои действия совместно с педагогом)
2 Игра с юлой
Логопед: Посмотрим, что еще есть в мешочке. Это юла (логопед достает юлу и показывает, как с ней играть). Юла поет: у-у-у. Как поет юла? (выполняет вместе с педагогами)
3 Игра с кубиком
Логопед достает из мешочка кубик с нарисованными на нем игрушками: Ну-ка, кубик, повернись, на бочок скорей ложи и покажи и назови что там!
Логопед поворачивает кубик, а ребенок показывает ту игрушку и должен положить его в мешочек изображение.
Итог занятия
Логопед: Как хорошо мы играли! Тебе понравилось? Давай, все игрушки положим обратно в мешочек и будем их называть (ребенок выполняет просьбу логопеда и оречевляет по возможности действия совместно с педагогом).
-, попрощайся с мишкой и со мной.
Занятие : «Чтобы быстрее заговорить - надо с пальцами дружить!»
Цель занятия : Возбуждение речевого центра и усиление согласованности речевых зон при выполнении пальчиковых игр и с помощью применения резиновых мячиков- ежиков, прищепок, шишек. Стимуляция развития речи и ее активности. Расширение пассивного словаря – понимания речи. Активизация активного словаря с помощью наводящих вопросов и выполнения инструкций.
Оборудование: резиновые мячики ежики, шишки, макет белки, корзинки, прищепки (бумага).
Тип занятия : игра
Методы и приемы: диалог, беседа, показ, совместное выполнение заданий, объяснение
Ход занятия:
Приветствие.
Псих. настрой. Логопед предлагает прослушать песню.
-, тебе понравилась песня? У тебя хорошее настроение?
- А, давай, мы подарим нашим гостям (гостю) нашу солнечную улыбку. Упр «Улыбка»
Артикуляцонная гимнастика по методике Е. Куликовской.
Упражнения: «Рыбка», «Лягушонок», «Уточки и дудочки», «Хомячок», «Часики»
Логопед и ребенок садятся на ковер. Логопед показывает ребенку, игрушку ежика и предлагает ребенку, сделать ежика с помощью прищепок. Ребенку дается шаблон ежа. Задача: ребенок должен сам приделать «иголки – прищепки» к шаблону (помощь педагога допустима в том случае если ребенок не сможет справиться сам или обратиться за ней). Словесное поощрение.
Далее логопед начинает проводить игры с бумагой, с «мячом –ежиком», с шишками.
1 Упражнение с бумагой игра «Мячик»
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.
Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:
Катится колючий ежик, Бегает туда-сюда,
Нет головы, ни ножек, Мне щекотно, да,да,да!
Мне по пальчикам бежит, Уходи, колючий еж,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит В темный лес, где ты живешь!
-, посмотри у нашего ежа есть машина. Логопед показывает на мяч и называет его машиной. Цель данной ситуации вопроса добиться от ребенка отрицательного ответа «Нет» паралингвистический ответ в крайнем случае допустим (жест, мимика)
-Давай и мы с ним поиграем. Повторяй за мной. Ребенок повторяет действия логопеда с мячом.
2. Катаем мячик между ладоней:
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
Ребенок выполняет упражнение по подражанию.
Физминутку
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, после отдыхают.
- Отдохнули, а теперь давай с ежиком пойдем в гости к белочке.
Макет белочки, 2 корзинки.
Игра «Собери шишку и орешки» Задача: прокатить шишку и орешки до корзинки. Логопед по ходу игры оречевляет,совершаемые, действия.
Итог занятия :
-, тебе понравилось играть с ежиком? Что мы сегодня делали? (ответ совместно с логопедом) Мы играли… (с ежиком, с мячиком, с шишками, с прищепками, помогали ежику и белочке)
Поощрение ребенка. Логопед прощается с ребенком.
Занятие : «Чтобы быстрее заговорить - надо с пальцами дружить!»
Цель занятия : Возбуждение речевого центра и усиление согласованности речевых зон при выполнении пальчиковых игр и с помощью применения резиновых мячиков- ежиков, прищепок, шишек. Стимуляция развития речи и ее активности. Расширение пассивного словаря – понимания речи. Активизация активного словаря с помощью наводящих вопросов и выполнения инструкций.
Оборудование: резиновые мячики ежики, шишки, макет белки, корзинки, прищепки (бумага).
Тип занятия : игра
Методы и приемы: диалог, беседа, показ, совместное выполнение заданий, объяснение
Ход занятия:
Приветствие.
Псих. настрой. Логопед предлагает прослушать песню.
-, тебе понравилась песня? У тебя хорошее настроение?
- А, давай, мы подарим нашим гостям (гостю) нашу солнечную улыбку. Упр «Улыбка»
Артикуляцонная гимнастика по методике Е. Куликовской.
Упражнения: «Рыбка», «Лягушонок», «Уточки и дудочки», «Хомячок», «Часики»
Логопед и ребенок садятся на ковер. Логопед показывает ребенку, игрушку ежика и предлагает ребенку, сделать ежика с помощью прищепок. Ребенку дается шаблон ежа. Задача: ребенок должен сам приделать «иголки – прищепки» к шаблону (помощь педагога допустима в том случае если ребенок не сможет справиться сам или обратиться за ней). Словесное поощрение.
Далее логопед начинает проводить игры с бумагой, с «мячом –ежиком», с шишками.
1 Упражнение с бумагой игра «Мячик»
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.
Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:
Катится колючий ежик, Бегает туда-сюда,
Нет головы, ни ножек, Мне щекотно, да,да,да!
Мне по пальчикам бежит, Уходи, колючий еж,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит В темный лес, где ты живешь!
-, посмотри у нашего ежа есть машина. Логопед показывает на мяч и называет его машиной. Цель данной ситуации вопроса добиться от ребенка отрицательного ответа «Нет» паралингвистический ответ в крайнем случае допустим (жест, мимика)
-Давай и мы с ним поиграем. Повторяй за мной. Ребенок повторяет действия логопеда с мячом.
2. Катаем мячик между ладоней:
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
Ребенок выполняет упражнение по подражанию.
Физминутку
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, после отдыхают.
- Отдохнули, а теперь давай с ежиком пойдем в гости к белочке.
Макет белочки, 2 корзинки.
Игра «Собери шишку и орешки» Задача: прокатить шишку и орешки до корзинки. Логопед по ходу игры оречевляет,совершаемые, действия.
Итог занятия :
-, тебе понравилось играть с ежиком? Что мы сегодня делали? (ответ совместно с логопедом) Мы играли… (с ежиком, с мячиком, с шишками, с прищепками, помогали ежику и белочке)
Поощрение ребенка. Логопед прощается с ребенком.