Лосева Вера
Конспекты занятий к букварю Е. М. Косиновой «Гласные буквы»
▼ Скачать +Заказ
План- конспекты
К букварю Е. М. Косиновой.
Составила:
Учитель- логопед
Лосева В. В
Курск 2023г
1. Тема: буква А.
Цель: уточнение артикуляции звука «а»; обучение детей четко интонировать звук «а» в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику; знакомство с графическим изображением буквы А.
Публикация «Конспекты занятий к букварю Е, М, Косиновой „Гласные буквы“» размещена в разделах
- Буква Е и звук [Е]. Конспекты занятий
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Ход занятия.
1. Организационный момент. «Запомни и повтори».
жук — сук — тук
сухо — ухо — муха
2. Артикуляционная гимнастика.
«Покусать верхнюю губу» «Покусать нижнюю губу» «Окошко» (рот) открыть — закрыть,
3. Знакомство со звуком [а]
Дети бегут и радуются-АААА, Девочка мишку качает-ААА, Мама малыша качает-АААА
Наблюдаем в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук[а].
б) Работа над голосом и дыханием. Споем звук «А»
— Короткую: а-а-а-а.
— Тихую.
— Громкую.
в) Анализ артикуляции звука [а].
Звук [а] — гласный, его можно петь и тянуть.
Игра «Доскажи словечко».
Он большой, как мяч футбольный
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его. (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор. (Айболит).
4. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопни в ладоши».
а) выделение звука [а] из ряда гласных : а, у, о, а, и, а, э, ы, а;
б) выделение звука [а] из ряда слогов: ох, ам, ум, эк, па, вы, ти, ма.
в) звука «А» в слове АкулА-2,один в начале слова, другой в конце слова, обозначаем красными квадратиками, в слове Аист, в начале слова.
5. Физминутка.
6. Знакомство с буквами А, а.
Запомните слова со звуком «а», которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».
ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита? - Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра» (т. е. неразбериха). - Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки. - Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А. Но громче всех кричала буква Я. Я не понимаю, почему все же первая А не Я! - А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А. - Это какое же такое слово? - не унималась Я. - Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди! - Так! - сказал твердый знак. (Ответы - слова со звуком [а].)
7Анализ букв.
Гласный звук можно записывать буквой, которая так и называется: гласная буква а. (Звук слышим, произносим, а букву пишем и видим.)
— Вот буква А. Сколько элементов у большой буквы А? Какие элементы?
Две палочки наискосок, А между ними поясок. Показ буквы А на таблице Зайцева.
- Птенчик широко открыл рот и произносит «А» Вот два столба наискосок, А между ними - поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А!
---
Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, А начинает Алфавит.
Е. Тарлапан
8. Поможем червячку найти правильные буквы и обвести их в кружочек.
9 Итог занятия. Д. З. в тетради выполнить задания на стр. 4.
2. Тема: буквы У, у.
Цель: закрепление у детей произнесение звука «у», познакомить с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву, передавать восклицательную интонацию; обучать звуковому анализу; развивать мышление, графические навыки, выполнение словесной инструкции.
Оборудование: кассы букв, таблицы Зайцева, тетради, ручки, картинка-паровоз, буквы У, у.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Придумайте слово со звуком «у». Произнесите его, выделяя голосом звук «у».
2. Знакомство со звуком и буквой.
Выделение звука «у» из слова «утка», «удочка». (Картинки в букваре стр. 5.) Произнесите слово у-у-утка. Какой звук слышите в начале? «у» Произнесите слово у-у-удочка. Какой звук слышите в начале?
2. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха). Какой это звук? (Гласный. Произносится голосом, воздух проходит свободно, гласный можно петь и тянуть).
3. Закрепление буквы У. - Посмотрите на буквы У, у. Прочитайте. Чем они отличаются? На что похожа буква У?
- Посмотрите, как букву У можно построить из пальцев рук. Постройте ее. (строим букву У из пальцев).
Показ буквы У в таблице Зайцева Самолёт летит «У-У»
- На что похожа буква У? У - сучок.
В любом лесу ты увидишь букву У.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Е. Тарлапан
4. Знакомство с кассой букв.
Логопед знакомит с назначением кассы. Дети ставят буквы в кармашек.
5. Печатание буквы У в тетрадях.
6. Чтение.
Чтение: У-у-у! Логопед объясняет: «! — это восклицательный знак. Он указывает, что читать надо с повышением интонации голоса».
После прочтения логопед объясняет значение прочитанного: «Так воет волк», так гудит пароход.
7. Игра «Доскажи словечко».
Он плывет по простыне, Все ребята со двора
Как кораблик по волне Малярам кричат (ура)
Он хозяйкам добрый друг
Электрический ….(утюг)
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу… (ученик)
8. Работа с букварем.
Помоги зайчику добраться до морковки. Нужно прочитать все буквы, которые встретятся ему на дорожке (стр. 6)
Посмотрите на детей в лесу. Они заблудились и хотят найти друг друга. составлением небольшого рассказа о том, как дети аукались в лесу.
Вопросы для беседы:.
1) Дети, кто из вас летом ходил в лес?
2) А что вы делали в лесу?
3) Дети, кому из вас приходилось аукаться в лесу? Поднимите руки.
Затем составляется рассказ по предметной картинке.
Примерное содержание рассказа:
Мама, Алёша и Лена были в лесу. Они собирали грибы. Мама ушла вперед. Дети не знают, куда идти. Они закричали «ау»! Мама ответила ау! Дети нашли маму.
Вопросы для составления рассказа :
1) Где были мама и дети?
2) Что собирали они?
3) Кто ушел вперед?
4) Кто не знает, куда идти?
5) Кто закричал АУ?
6) Как ответила мама?
7) Кого нашли дети?
2. Выделение из рассказа предложения со словом АУ. Таким
предложением может быть как первое, так и второе предложение со словом АУ.
— Кто закричал АУ?
3. Выделение слова АУ из предложения.
— Сколько слов в этом предложении?
— Какое первое слово?
— Какое второе слово?
— Какое последнее слово?
Произнесение слова АУ всеми учениками (хором). Поэтому кричат. Давайте прочитаем, что они кричат. «АУ»!
А теперь прочитаем как малыш плачет. «УА»!
9. Выполнение словесной инструкции.
Логопед: посмотрите внимательно на шарики, и найдите тот шарик, на котором написано
УАУ, АУА, АУ.
11. Итог занятия.
— с какой буквой мы сегодня познакомились? На что похожа буква У
3. Тема: буквы И, и.
Цель: закрепление звука «и», познакомить детей с графическим обозначением звука «и»; учить соотносить звук и букву; обучать интонационному чтению; упражнять в составлении и чтении предложений по схеме с союзом и; учить объединять предложения в рассказ; развивать голос, зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование: счетные палочки, кассы букв, таблицы Зайцева, тетради в крупную клетку, ручки, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Какие гласные буквы мы знаем? (а,у).
2. Знакомство с буквами. Загадка:
Дети открывают букварь на с. 7. Рассматривают картинки в правом верхнем углу.
Индюк вчера у индюка
Купил два новых сапога.
Но вот беда - те сапоги
У индюка с одной ноги! (индюк)
-Какой первый звук в слове И-И-Индюк?
-Правильно «И», звук «И» гласный, его можно петь и тянуть, нет преграды во рту. Обозначаем его красным квадратиком.
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (иголка, иголки)
- Какой первый и последний звук в слове И-И-Иголки?
- Правильно «И», «И» звук «И» гласный, его можно петь и тянуть, нет преграды во рту. Обозначаем его красными квадратиками.
Показ буквы И на таблице Зайцева. Каждый ребёнок находит букву И у себя на маленькой таблице.
3. Дети рассматривают буквы Ии в верхней части страницы.
— Сколько элементов у буквы И? Какие элементы? Чем похожи эти буквы? Чем они отличаются?
Дети строят букву И из пальцев рук, затем из счетных палочек. Логопед заостряет внимание на расположении наклонной палочки.
3. Работа с кассой букв.
Дети находят место букв в кассах, составляют и читают ряды букв :
у а о и
а о и у
4. Помогите ёжику найти букву И на яблоках, обведите эти яблоки простым карандашом.
5. Поможем червячку найти правильные буквы И и обведем их простым карандашом, а неправильные буквы зачеркнем.
- Что неправильного в тех буквах, которые мы зачеркнули?
6. Звуко-буквенный анализ ИА.
Логопед: давайте прочитаем, как кричит осел (Иа). Какой первый звук? Какой второй звук?
7. Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
8. Выполнение задания по букварю стр. 8.
- Прочитаем буквы в верхней части страницы, а теперь соединим картинки с буквами, с которых начинаются названия этих картинок.
- Поможем лягушонку добраться до болота, назовем все буквы.
- Назовём цвет крыши у каждого домика внизу страницы. Прочитаем буквы у домика с зелёной крышей, красной, синей.
9. Итог занятия.
— С какой буквой мы познакомились?
Д. З. Тетрадь стр. 7-8.
4. Тема: буквы О, о.
Цель: закрепление произношения звука «о»; познакомить детей с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву; упражнять в употреблении предлога о, в составлении предложения по схеме и составлении схем; развивать силу голоса; формировать графические навыки; обучать чтению ряда гласных букв.
Оборудование: кассы букв, таблица Зайцева, индивидуальные таблицы, тетради в крупную клетку, ручки, букварь.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Назвать слово со звуком «о», выделяя звук «о» голосом.
2. Знакомство со звуком и буквами О, о.
Логопед произносит звук «о» и наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук «о».
б) Анализ артикуляции звука «о».
Дети по схеме анализируют артикуляцию звука «о», делают вывод: звук «о»гласный. Обозначают его фишкой.
- Догадайтесь, какой формы будет буква О? Почему?
Эта буква так кругла —
Покатиться бы могла.
Логопед показывает букву О на таблице. Дети называют букву.
- Сколько элементов у буквы? Какой это элемент? Как мы произносим букву? (губы в кружок).
3. Закрепление образа буквы.
- На что похожа буква О? На что еще она похожа?
а) Помоги ослику найти все правильные буквы О
б) У Оли болит зуб, прочитай, как она охает. в) Сосчитай, сколько букв О здесь написано. (стр. 9).
4. Работа с кассой букв.
а) нахождение буквы в кассах.
б) обозначить буквами звуковой ряд :
а о у и
о и у а
5. Печатание букв О, о в тетради.
6. Физминутка.
а)Произнеси междометия с показом движений.
Ох! Ох! Ох! — качают головой.
Ой! Ой! Ой! — изображают испуг.
Оп! Оп! Оп! — прыгают.
б) Построить из пальцев рук буквы : а, о, у.
7. Чтение по букварю.
8. Звуко-буквенный анализ.
Обруч. Осы. (место звука О в этих словах).
Дети составляют предложение с этими словами. Произносят его, показывая на схеме каждое слово.
11. Итог занятия.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали?
5. Тема: буква Ы.
Цель: уточнение произношения звука «ы»; учить выделять звук «ы» из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос. познакомить с графическим обозначением звука Ы; учить соотносить звук и букву; развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Оборудование: касса букв, таблица Зайцева, индивидуальные таблицы, схема анализа артикуляции звука, тетради в крупную клетку, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:
2. Знакомство со звуком [ы].
а) Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревет.
— Ы-ы-ы —
Покусали меня пчелы!
- Как ревет медведь?
б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], наблюдая за артику-ляцией звука в зеркале.
в)Анализ артикуляции звука Ы; губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;
г) Работа над голосом. Произнесение звука «ы» с усилением и ослаблением голоса.
4. Развитие фонематического слуха.
а) «Поймай звук».
1. Выделение звука «ы» из ряда гласных : о, ы, э, у, ы, а, ы,у,э,ы.
2. Выделение звука «ы» из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
3. Выделение звука «ы» из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык.
5. Знакомство с буквой Ы.
-Помоги пчелке прочитать буквы. Которые написаны на цветке.
- Как ревет медведь, прочитаем.
Логопед читает стихотворения:
Смешно мальчишкам и девчонкам:
Проходят рядом толстый с тонким.
Они совсем не понимают,
Что букву ы напоминают.
Буква ы на вид сурова,
Но характером скромна:
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но ни ты, ни мы, ни вы
Не обходимся без Ы.
6. Чтение по букварю.
Мы узнали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
Е. Благинина
Работа в тетради.
а)печатание буквы ы;
б)печатание ряда гласных : о а ы у.
7. Итог занятия.