Марина Фискевич
Конспекты занятия по изодеятельности в старшей группе
Январь. Занятие 1. Лепка «Снегурочка»
Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.
Публикация «Конспекты занятия по изодеятельности в старшей группе» размещена в разделах
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, кто приходил к ним в гости на елку. Рассмотреть игрушку – Снегурочку. Уточнить, спрашивая детей, форму ее одежды, частей тела; их величину и расположение. Подчеркнуть, что на Снегурочке красивые шубка, шапочка, сапожки. Уточнить последовательность лепки. В процессе работы направлять внимание детей на более точную передачу пропорций. Ребятам, которые быстро вылепят Снегурочку, предложить украсить ее одежду при помощи стеки или налепов (оторочка сапожек, шапочки глиняными жгутиками или кусочками (полосками) гофрированной бумаги). Все вылепленные фигурки поставить на стол, рассмотреть, вместе с детьми выбрать
наиболее выразительные изображения; объяснить детям, в чем заключается выразительность.
Материалы. Игрушка Снегурочка. Глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Подготовка к новогоднему
празднику в детском саду, участие в утреннике. Лепка Снегурочки и Деда Мороза из снега во время прогулки.
Январь. Занятие 1. Рисование «Что мне больше всего
понравилось на новогоднем празднике»
Программное содержание. Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.
Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о новогоднем празднике, уточнить, что было интересного. Спросить, кому что понравилось, кто что хотел бы нарисовать. В процессе разговора направлять детей на обдумывание того, как лучше нарисовать задуманное. В ходе работы помогать детям советом, напоминанием о необходимости полнее выразить тему. В конце занятия все рисунки рассмотреть, выбрать наиболее интересные.
Материалы. Бумага любого бледного тона разного формата, акварельные краски,
белила, палитры, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разговоры с детьми о празднике в детском саду, о просмотренных мультфильмах
Январь. Занятие 1. Аппликация «Петрушка на елке»
Программное содержание. Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреп-
лять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др., аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета,
композиции.
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми нарядных, веселых Петрушек, которых они видели на празднике. Предложить вырезать и наклеить разных веселых Петрушек у елки. Уточнить части тела Петрушки (по игрушке или образцу). Вызвать кого-либо из ребят к доске для показа приема вырезывания одинаковых частей из бумаги, сложенной вдвое. Напомнить, что показывать надо медленно, сопровождая действия объяснением. При наклеивании изображений на общий лист советоваться с ребятами: обсуждать, красиво ли сочетаются костюмы Петрушек по цвету.
Материалы. Бумага разных цветов для костюмов Петрушек, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги с наклеенной или нарисованной елкой, на который дети будут наклеивать изображения.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Подготовка к новогоднему
празднику, участие в утреннике в детском саду, разговоры о елке.
Январь. Занятие 2. Рисование «Дети гуляют зимой на участке»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет.
Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).
Методика проведения занятия. На эту тему может быть отведено два занятия, если дети не успеют раскрыть тему. Поговорить с детьми о том, как они гуляют на участке детского сада. Уточнить (на примере кого-либо из ребят) возможные простые движения во время прогулки: везет санки, поднял снежок, протянул руку за лопаткой и т. д. Предложить детям нарисовать на белой бумаге (снег) фигуры гуляющих детей. Если останется время, детям, закончившим рисунок,
можно предложить нарисовать деревья на участке или что-то близкое по теме (если времени на эту работу не осталось, можно провести второе занятие, чтобы каждый ребенок мог создать более полную картину).
На втором занятии дети дорисовывают фигурки людей, кусты, деревья.
В ходе работы поощрять интересные дополнения рисунка.
По окончании работы рассмотреть с детьми и оценить все рисунки, затем устроить
выставку детских работ, чтобы рисунками смогли полюбоваться родители.
Материалы. Альбомные листы, цветные карандаши (цветные восковые мелки) (на
каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.
Январь. Занятие 3. Рисование «Городецкая роспись»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с ребятами изделия, расписанные городецкими мастерами. Определить, спрашивая детей, элементы, составляющие узор, его колорит. Затем показать образец той росписи (исполненной народным мастером, которую они должны рисовать (в середине большой розан, по бокам по одному бутону и листья). Уточнить порядок работы. В процессе работы обращать внимание на использование правильных приемов рисования кистью и красками, передачу композиции и колорита.
По окончании работы рассмотреть все рисунки, порадоваться нарядным, красочным узорам. Составить из полос несколько бордюров и оформить ими группу или раздевальную комнату.
Материалы. Изделия с городецкой росписью. Гуашь соответствующих городецкой
росписи оттенков, полоски бледно-желтой бумаги, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание предметов
декоративного искусства
Январь. Занятие 2. Лепка «Наши гости на новогоднем празднике»
Программное содержание. Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить людей и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Учить передавать в лепке образы гостей на новогоднем празднике. Развивать память, воображение. Развивать умение рассматривать созданные фигурки.
Методика проведения занятия. Напомнить ребятам о новогоднем празднике. Поговорить о внешнем виде участников праздника – Деда Мороза, Снегурочки, зверушек (их строение, величина, форма). Уточнить, как их можно вылепить. Следить за работой детей, направлять на выразительное решение (передать позу, характерные детали). По окончании работы все изображения рассмотреть. Выбрать наиболее интересные изображения, предложить детям объяснить свой выбор.
Материалы. Глина (пластилин, стека, доска для лепки (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разговоры с детьми о новогоднем празднике.
Январь. Занятие 4. Рисование «Машины нашего города»
Программное содержание. Учить детей изображать разные автомобили. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами.
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, какие машины они видели на улицах города (на улицах и полях села). Уточнить их внешний вид (форма, величина, цвет, детали). Спросить, кто какую машину будет рисовать.
Все готовые рисунки выставить на доске, рассмотреть, выбрать более интересные
машины, предложить авторам работы рассказать о них. Все рисунки вывесить в группе.
Материалы. Альбомные листы, цветные карандаши (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдение за работой машин, игры в игровом уголке, чтение книг.
Январь. Занятие 5. Рисование
«Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“»
Программное содержание. Развивать образные представления детей. Закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры. Упражнять в рисовании разными, самостоятельно выбранными материалами. Развивать художественное творчество.
Методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать, как они играли в
подвижную игру «Охотники и зайцы». Вспомнить сюжет игры, ее правила. Сказать, что рисовать надо тех персонажей, которыми дети были в игре. Спросить, где живут зайцы, куда пошли охотники. Предложить детям выбрать для рисования те материалы, которые они захотят; подумать, с чего они начнут рисовать, где нарисуют зайцев, где охотников. Готовые рисунки рассмотреть, выбрать наиболее интересные. Можно предложить нескольким детям рассказать о своих рисунках.
Материалы. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши, простой графитный
карандаш, краски гуашь, фломастеры, цветные восковые мелки, сангина, жирная пастель (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разнообразные игры детей:
сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные. Чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Январь. Занятие 2. Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» (Коллективная композиция)
Программное содержание. Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета).Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.
Методика проведения занятия. Уточнить с детьми названия цветов и оттенков. Предложить вырезать стайку красивых рыбок разных оттенков одного цвета (выбрав цвет по желанию) и красиво их наклеить, расположив в определенной системе по цвету. Ребятам, быстро справившимся с работой, можно предложить выполнить еще одну картину.
Материалы. Цветная бумага, альбомные листы, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с оттенками цветов в одежде, игрушках, в окружающей обстановке.
Январь. Занятие 6. Рисование «По мотивам Городецкой росписи»
Программное содержание. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми доску, расписанную городецкими мастерами; уточнить колорит росписи, элементы, составляющие узор, способы его создания. Предложить детям расписать доски красивыми городецкими цветами и бутонами, используя оживки (белые или черные штрихи или точки на цветах и листьях). Определить последовательность работы.
В процессе рисования направлять внимание детей на передачу особенностей композиционного, цветового и поэлементного строя городецкого узора.
Материалы. Гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков, шаблоны разделочных досок, вырезанные из бумаги и тонированные под дерево, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Январь. Занятие 7. Рисование «Нарисуй свое любимое животное»
Программное содержание. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
Методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать животных, которые им больше всего нравятся. С ребятами, которым трудно осуществить свой замысел, вспомнить форму, строение, пропорции животного (показать игрушки или картинки, изображающие
животных). В конце занятия все рисунки рассмотреть, обсудить с детьми. Предложить ребятам выбрать те работы, где хорошо (похоже, с передачей характерных особенностей) изображены животные, объяснить свой выбор.
Материалы. Цветные карандаши, цветные восковые мелки, акварель; листы бумаги разной величины (для работы карандашом – поменьше, для рисования красками, цветными мелками – побольше) (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Работа в уголке природы, рисование и лепка животных, рассматривание иллюстраций.
Январь. Занятие 8. Рисование по замыслу
Программное содержание. Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, сангиной, простым карандашом и др. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.
Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, что интересного они
узнали, увидели; о чем им читали, рассказывали дома, в детском саду. Наиболее яркие, образные воспоминания подчеркнуть. Выбрать из рассказов детей то, что они смогут изобразить. Убедиться в этом, задавая вопросы: «С чего ты начинаешь рисовать? А как ты это нарисуешь?» При неуверенности детей необходимо уточнить их впечатления, предложив рассмотреть иллюстрации, объяснить, показать предмет или игрушку. В процессе рисования напоминать, как пользоваться цветными восковыми мелками, простым карандашом. Поощрять
интересный замысел, стремление наиболее полно его воплотить. В конце занятия все рисунки рассмотреть и оценить, выбрать наиболее интересные,
выразительные, оригинальные по замыслу.
Материалы. Простой (графитный) карандаш, цветные восковые мелки, жирная
пастель (или акварель, сангина, листы бумаги разного размера на выбор (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение книг, рассказывание
сказок, знакомство с окружающим, беседы и разговоры с детьми о том, что они видят, знают. Просмотр диафильмов, телепередач для детей. Разнообразные игры в детском саду и дома. Создание различных изображений на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.