Марина Ларкина
Конспект ООД по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие коммуникативной активности дошкольников.
Задачи:
- формировать умение строить диалог в процессе общения, отвечать на вопросы полным ответом;
- упражнять в умении подбирать определения к заданным словам;
- активизировать словарный запас воспитанников;
- развивать связную речь, память, логическое мышление, навыки словообразования;
- закрепить умение воспитанников придумывать и отгадывать загадки;
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Направление образовательной деятельности:
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально – коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы, разучивание стихотворений на данную тему, придумывание загадок, разучивание физкультминуток, чтение сказок, рассматривание картинок, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Скажи ласково», «Определи, кто?».
Материалы и оборудование: кукла «Лунтик», картинки насекомые (пчела, божья коровка, кузнечик, муравей, бабочка, стрекоза, оса, муха, комар) мяч, набор предметных картинок по количеству детей.
Методы и приемы: чтение стихотворений, загадывание загадок, объяснения, участие персонажа, дидактические игры, работа по схеме, сюрпризный момент.
Воспитатель. Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро! Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.
Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Он хочет пригласить нас в свою сказочную страну. А что это за волшебная страна, вы догадаетесь сами, когда узнаете, кто там живет.
Задает от лица Лунтика загадки про ее жителей.
Воспитатель. В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
Воспитанники. Пчела
Воспитатель. Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это …
Воспитанники. Божья коровка
Воспитатель. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
Воспитанники. Кузнечик
Выставляет картинки с отгаданными насекомыми на доску.
Воспитатель. Как одним словом можно назвать всех друзей Лунтика?
Воспитанники. Насекомые
Воспитатель. Правильно. Мы попали в «Страну насекомых». Насекомые такие маленькие, что их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуем спрятать кузнечика на травке, а бабочку на цветке.
Берет силуэт кузнечика из зеленой бумаги и «прячет» его на листе зеленого цвета, другой – силуэт бабочки желтого цвета «прячет» на листе цветной бумаги желтого цвета.
Воспитатель. Почему насекомые легко прячутся?
Воспитанники. Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
Воспитатель: Зачем им такая окраска?
Воспитанники. Для защиты от врагов.
Показать детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.
Воспитатель. Для того, чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к Лунтику с просьбой. Пусть он сделает нас на время маленькими, ростом с муравья.
Включить музыку.
Воспитатель. Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку… Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж», летит что-то огромное, лохматое. Кто это?
Воспитанники. Это пчела.
Воспитатель. Куда она летит?
Воспитанники. Летит собирать сладкий сок (нектар).
Воспитатель. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему?
Воспитанники. Чтобы ее можно было сразу заметить.
Воспитатель. Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель. Ребята, пчела – полезное насекомое. Почему?
Воспитанники. Она из нектара делает вкусный мед
Воспитатель. Зачем нужен мед?
Воспитанники. Он очень полезный.
Воспитатель. Но Лунтик мне сказал, что пчела – вредное насекомое. Как вы думаете, почему он так думает?
Воспитанники. Она может ужалить
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела. (машут ладошками).
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек, (на каждое название насекомого загибают один пальчик).
Два жука и стрекоза, -
Как фонарики глаза. (делают кружки из пальцев и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали
От усталости упали. (машут ладошками. роняют ладони на стол).
Воспитатель. Идем дальше. Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих насекомых. Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это?
Выставляет картинку с изображением муравья
Воспитанники. Это муравьи.
Воспитатель. Ребята, а теперь встаем в круг и поиграем в игру.
Игра "Цепочка"(с мячем)
Показывает картинку с изображением муравья, затем передает мяч.
Воспитатель. У кого в руках мяч, тот называет один из его признаков и передает мяч другому. Посмотрите внимательно на муравья и скажите – какой он? Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
Воспитанники. Муравей коричневый, маленький, трудолюбивый, …
Воспитатель. Молодцы. Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги.
Воспитанники. Это божья коровка.
Показывает картинку с изображением божьи коровки.
Воспитатель. А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой? Не знаете? В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
Божья коровка приглашает вас к себе в гости в теремок. Но чтобы попасть в ее домик, надо рассказать, чем ваш предмет, изображенный на картинке, похож на хозяйку этого теремка.
Игра "Теремок"
Набор предметных картинок по количеству детей.
Воспитанники. Божья коровка круглая, и солнце круглое.
Божья коровка красная, и яблоко красное
Божья коровка насекомое, и бабочка насекомое
Божья коровка летает и самолет летает, …
Воспитатель. Молодцы, вы совершенно верно ответили. А вот и бабочка прилетела. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок. Зачем он ей нужен?
Воспитанники. Она опускает его внутрь цветка и пьет сладкий сок.
Воспитатель. Давайте сравним божью коровку и бабочку. Чем они непохожи?
Воспитанники. У бабочки большие крылья, у божьей коровки – маленькие, бабочки бывают разноцветные, а божьи коровки – красные с черными точками.
Воспитатель. Что у них одинаково?
Воспитанники. У них по шесть ног.
Игра "Кто, где живет"
Картинки с насекомыми у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (муравейник, улей, цветок, трава….)
Показывает картинку с изображением насекомого, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.
Воспитатель. Каких насекомых мы с вами сегодня встретили?
Воспитанники. Божью коровку, пчелу, бабочку, муравья.
Воспитатель. Каких еще насекомых вы знаете?
Воспитанники. Кузнечика, стрекозу, осу, муху, комара
Воспитатель. Кто из них вреден человеку?
Воспитанники. Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.
Воспитатель. Кто полезен?
Воспитанники. Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.
Воспитатель. А где живут наши друзья-насекомые?
Давайте поблагодарим Лунтика за интересную прогулку и попросим снова сделать нас большими. А в подарок Лунтику мы нарисуем любое насекомое, которое встретилось нам сегодня в путешествии.
(Раскрашивание насекомого по выбору детей)