Светлана Барабаш
Конспекта НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Экскурсия в «Исторический музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Экскурсия в «Исторический музей»
Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с историей возникновения Амурского казачества.
Задачи:
- дать представление о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- развивать познавательные способности, интерес к истории родного края;
- развивать творческие навыки, мелкую моторику рук;
- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Публикация «Конспекта НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе, Экскурсия в „Исторический музей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Тип занятия. Изучение нового материала, усвоение новых знаний.
Форма организации обучения – фронтальная.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Оборудование и материалы: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, авторский медиа продукт – учебно-тематическая презентация PowerPoint «Амурские Казаки», экспонаты для музея : макет русской печки, ухват, чугунок, икона, глиняная посуда, деревянные ложки, самовар, рушники. Для продуктивной деятельности, на каждого ребё нка: солёное тесто, семена тыквы и подсолнуха, фасоль, горох, рис, гречка, подкладной лист.
Предварительная работа: беседы о разных видах музеев; оформление мини-музея в группе; проведение НОД «Моя Родина – Россия»; разучивание стихотворений про Родину, чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций родного края; оформление учебно-тематической презентации; беседа «Моя малая Родина».
Методические приё мы: беседа, вопросы к детям, ответы на вопросы, рассматривание коллекций экспонатов, художественное слово, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, игра, продуктивная деятельность.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Занятие начинается в групповой комнате.
- Ребята, сегодня я предлагаю всем нам отправимся на экскурсию в музей. Что такое музей? (Музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин.)
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ. (С. Михалков)
- Скажите, как называются предметы в музее? (Экспонаты.)
- Кто встречает посетителей музея? (Экскурсовод.)
- Правильно! Экскурсовод не только встречает посетителей, он проводит экскурсию, знакомит с экспонатами. А как называют посетителей музея? (Экскурсантами.)
- Ребята, в музее, как в любом общественном месте существуют свои правила поведения. Давайте вспомним их. (Не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Заходя в музей, нужно выключить мобильный телефон. В конце экскурсии необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.)
- Молодцы! А теперь отправляемся в «Исторический музей».
Дети, вместе с воспитателем проходят в актовый зал «Исторический музей».
2. Основная часть.
- Ребята, в начале нашей экскурсии я предлагаю вам послушать стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка».
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете
Есть Родина своя!
- Ребята, какое удивительное стихотворение. Оказывается, у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина. Для ивушки – это реченька, для берёзки – опушка, для листочка – ветка дерева. А для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)
- Мы с вами живём в огромной, красивой стране. Как называется наша Родина? (Россия.)
-Правильно, это наша большая Родина. Но у каждого человека есть ещё и малая Родина, место, где он родился, где живут его родные. Что мы можем назвать малой Родиной? (Амурскую область, свой район, своё село – Крестовоздвиженка.)
- Мы с вами много говорили о нашем Амурском крае, о родном селе, о том, как мы живём сегодня. А вам хотелось бы заглянуть в прошлое, чтобы посмотреть, кто жил на нашей с вами земле много-много лет назад, как они жили?
- Тогда, добро пожаловать в наш «Исторический музей». Я вас приглашаю в первый зал.
Дети рассаживаются на стулья перед экраном.
- Родина, как огромное дерево, на котором много-много веточек, листочков. Все хорошие, добрые дела и поступки, которые вы совершаем, прибавляют сил этому дереву и делают его краше. Как всякое дерево, оно имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем люди жили раньше, много - много лет назад. Это наша история. И сегодня мы с вами вспомним историю нашего Амурского края.
Кем были те люди, которые впервые пришли сюда, на эту красивую и очень богатую Амурскую землю?
(Слайд 2. «На Амурской земле») В давние времена, в наши края бежали люди со всей России. Одних манили богатства неведомых земель, другие шли за волей и лучшей долей. Казаки были одни из первых, кто пришёл на Амур. Казачество – особое военное сословие в царской России. Казак - это значит вольный человек.
О казачестве спроси –
Слава ходит на Руси.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На плечах своих несет.
Песни звонкие поет.
(Слайд 3. «На большой реке») Селились казаки на берегах больших рек, потому что там, где вода, там жизнь. Отсюда и бралось название казачьих войск. Так и появились Амурские казаки, которые поселились вдоль реки Амур. Казаки - это очень смелые, сильные, гордые и решительные люди, которые любят свою Родину и готовы её защищать: «Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт».
(Слайд 4. «За работой») В мирное время казаки обрабатывали землю, разводили скот, ловили рыбу. Если вдруг враг угрожал родной земле, они все как один, становились на её защиту.
Казак не считал казаком того, который не знал и не соблюдал традиции и обычаи своего народа.
(Слайд 5. «Станица») С раннего детства они учили своих детей: не убивай, заботься о детях своих, уважай старших, помогай бедным, не обижай сирот, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, защищай от врагов Отечество, и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы Казаки!
(Слайд 6. «Казаки») Амурские казаки носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие или темно - серые с желтыми лампасами, красным кантом. Огромная папаха (летом фуражка). Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела. Никогда не позволял себе носить чужую одежду, а свою содержал в чистоте и опрятности.
(Слайд 7. «Верный друг») Казаки издавна любили лошадей – конь, верный друг, который выручит в бою, раненого с поля боя вывезет. Если хозяин погибал, конь несколько дней никого не подпускал к себе, голодал, тосковал. Казаки всегда были великолепными наездниками.
- Ребята, вы уже многое узнали о культуре казаков, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка "Веснянка"
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Приседают.)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)
(Слайд 8. «Старики») Уважение и почитания старшего – это одна из главных традиций казаков, которая обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи. Соблюдался некоторый этикет:
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать и тем более – непристойно выражаться.
Считалось недопустимо обгонять старика или старшего по возрасту, требовалось спросить разрешение пройти.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять сдержанность, и в любом случаи не прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих мероприятиях и принятии решений обязательно спрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
(Слайд 9. «Казачок») Рождение мальчика. Большим праздником в доме казака – было рождение мальчика. Так как это будущий казак – кормилец и защитник семьи своей и Родины. Первыми пелёнками для него служили рубашки отца, так как они были своего рода оберегом и защищали малыша от дурного глаза.
В годик крёстный сажал мальчика на коня на шёлковый платок и провозил вокруг церкви три раза. Если ребёнок хватался за гриву, быть казаком, коль расплачется – казака не будет, а упадёт – быть убитому в бою. Эту весть крёстный держал в тайне.
Казачий дом был разделён на женскую и мужскую половину. До семи лет мальчик жил с мамой в женской половине дома. Когда казачок в семь лет переходил на мужскую сторону начиналась его подготовка к суровой мужской жизни; надо было спать на соломенном матраце и без подушки. Он становился защитником семьи.
Мальчикам не дарили подарки, считалось, что мужчина не должен ждать ни от кого подарков, он должен зарабатывать всё сам. Мальчиков учили дарить подарки девочкам.
(Слайд 10, 11. «Семья казака») Рождение девочки. Девочку с рождения задаривали подарками, среди которых обязательно были бантики.
С 4-5 лет девочку приучали к женским ремё слам: вышивке, вязанию крючком и спицами, лоскутной технике, ковроткачеству, изготовлению пряников. И она сначала понарошку для куклы, а потом всерьёз начинала готовить себе приданное.
В казачьей семье к девочкам и женщинам относились с уважением и любовью. Женщина – это хранительница семейного очага и защитница рода.
Казачата, как и все дети любили играть. У них было много интересных игр. в одну из них я приглашаю вас поиграть.
Игра «Волки во рву».
Казачий курень. Сейчас я вам предлагаю пройти в следующий зал нашего музея «Казачий курень» и посмотреть, как жили казаки.
Дети проходят в уголок, оформленный как казачий курень. Далее идёт рассказ воспитателя с демонстрацией экспонатов.
Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу. Строительство хаты было большим событием не только в семье, но и во всей станице. В нём принимало участие большая часть населения станицы.
Дверь в курене была небольшой и низкой – войти можно было медленно, по одному, низко кланяясь, как бы выказывая уважение хозяевам.
В левом углу хаты всегда висела икона. Войдя в дом, гости прежде всего крестились перед иконами. И только потом садились за стол.
Самое главное в казачьем курене – это печь. Она отапливала жильё, в ней готовили еду, пекли хлеб, в холодное время года на ней спали.
Кухня, у казачек называлась стряпка. Как вы думаете, почему? (Потому что, здесь стряпали или готовили пищу.) Еду готовили в чугунках. Ухват служил для того, чтобы доставать горячие чугунки из печи. Столовая посуда была сделана из глины, а ложки из дерева.
Радом с печью, центре хаты стоял большой стол, чтобы еда была «с пылу, с жару». Вокруг стола стояли лавки. На столе всегда стоял начищенный до блеска самовар.
В каждом доме была прялка. Долгими зимними вечерами казачки пряли пряжу, чтобы вязать носки, варежки и другие вещи.
Всё одежду казаки хранили в больших сундуках. В больших семьях они служили ещё и кроватью.
Казачки были хорошими хозяйками, любили чистоту и порядок. Украшали свою хату вышитыми рушниками.
В каждом курене над дверью висела подкова. Она защищала хату от зла, приносила в дом достаток. Я предлагаю вам сделать себе подкову-оберег, которую можно будет повесить у себя дома, для этого я прошу пройти всем в художественную мастерскую нашего музея.
Продуктивная деятельность. Дети перемещаются в «Художественную мастерскую». Занимают места за рабочими столами.
- Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться. Ведь не даром говорят: «За всякое дело берись смело», «Всякое дело нужно делать с душой». Ребята, как вы понимаете эти поговорки? (Рассуждения детей.)
А перед тем, как приступить к работе, послушайте, что я вам скажу, да на ус наматайте. Подкову мы делаем из солёного теста, а затем её можно украсить различными элементами, которые имеют своё символическое значение:
горох, фасоль – принесут в ваш дом богатство и изобилие;
семена тыквы – символ плодородия;
рис – мир, лад в доме будет;
семечки подсолнуха - семейное счастье, гостеприимство;
пшено - от дурного глаза;
гречка - плодородие и достаток.
Дети самостоятельно выполняют свою работу.
- Посмотрите, какие красивые и разнообразные подковы у вас получились. Теперь их нужно высушить, и вы сможете забрать их домой. Пусть эти обереги принесут в ваш дом мир, достаток и счастье, а зло обходит его стороной.
3. Заключительная часть.
- Вот и закончилась наша экскурсия. Что интересного вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?
- Сегодня я вам рассказала не всё про жизнь казаков. У казаков много красивых песен, сказок, интересных игр. Хотели бы вы к нам прийти ещё раз? Дети возвращаются в групповую комнату.