Елена Залесская
Конспект занятия на тему «Зима» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию связной с речи с использованием с помощью мнемотаблиц
Тема: «Зима»
Цель совместной образовательной деятельности: развитие связной речи с помощью мнемотаблиц
Задачи совместной образовательной деятельности:
прилагательными: волчья, лисья, медвежья
3. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление
1. Помочь детям рассказывать о времени года «зима» с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц, в логической последовательности
Публикация «Конспект занятия на тему „Зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Продолжать развивать связную речь, расширять словарный запас
4. Воспитывать любовь к животным
Оборудование: мнемотаблицы, игрушка (кенгуренок, глобус, снежинка, музыка (фон ветра, метели, вьюги)
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений малых фольклорных форм. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных: подготовка животных к зиме.
Словарная работа: : Сосулька, лёд, льдина, снег, лавина, метель, ветер, иней, снежинки, снегопад и т. д.
Методы: практический, наглядный, словесный
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие» «развитие речи»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Воспитатель: Дети посмотрите к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются гостями) .
Встали все друзья в кружок,
Улыбнись ты мне дружок
Молодцы! Настроенье поднимай,
К волшебству скорей шагай.
Воспитатель: Давайте подарим, друг другу и нашим гостям улыбку и с хорошим настроением продолжим наше маленькое путешествие. (Дети смотрят друг на друга и улыбаются)
Воспитатель: - Сколько времен года вы знаете?
Дети (Четыре)
Воспитатель: - Верно, 4. Давайте назовем их, с помощью наших помощниц мнемотаблиц.
Показ на слайдах мнемотаблиц времен года. (Зима, весна, лето, осень)
Вопросы по содержанию:
Воспитатель : Какое время года здесь изображено?
-Как вы догадались? Почему?
Дети (ответы)
Воспитатель: -Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажет музыкальная загадка:
- Что вы слышите?
Дети: (Звуки сильного ветра, вьюга, метель)
Воспитатель: - Правильно, это зима. В народе ее часто называют ласково зимушка-зима. Я назову вам слово, а вы назовете его ласково, например,
Снег -, снежинка -, снеговик -, санки -, рукавица -, сапог -…
2. Воспитатель: вносит игрушку – кенгуренка. (Слова за героя произносит воспитатель).
Воспитатель: Кажется, у нас гость. Вы его узнали? Да, кенгуренок Руру! А где живут кенгуру?
Подходят к глобусу и отмечают на нем флажком Австралию.
Кенгуренок: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Руру. Правильно, я живу в далекой жаркой Австралии. Я слышал, как вы говорили о зиме, мне понравилось, но я ее никогда не видел. Какая она?
Воспитатель: - Ребята тебе расскажут, правда! (Да)
Воспитатель: Какая ребята бывает зима? (Снежная, холодная, белая, пушистая, искристая, ветреная)
Кенгуренок: -Молодцы! Как много вы знаете о зиме!
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме, чтобы Крошка Руру запомнил его и рассказал своим друзьям. В этом нам помогут наши помощники-таблицы.
Дети подходят к столу и выбирают любую мнемотаблицу, работа в парах.
Составление рассказа по мнемотаблицам.
Гимнастика игрового характера по карточкам
Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем. Я буду показывать вам карточки, а вы будете говорить и выполнять движение:
Снежки-дети приседают, берут снег, формируют комочки ладонями, бросают,
Снежинки – приседают, руки как будто падает снег,
Лыжи– имитируют движение лыжников,
Вьюга– дуют и кружатся,
Валенки – прыгают на одной ноге. Сначала по порядку, потом на двух
Воспитатель :-Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки - зимы?
Хорошо им живется в лютые морозы, вьюги, снегопады?
Давайте расскажем кенгуренку, какие животные обитают в наших лесах, и как они зимуют.
Загадывание загадок о животных
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
Составление рассказа о волке с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)
(Инструкция воспитателя по использованию мнемотаблицы) .
Кто это? Где живет? Какое это животное? Чем покрыто его тело? Какого цвета его шубка? Какие части тела? Чем питается? Какое у него жилище? Как называются его детеныши? Как зимует?
Пример: Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Загадка:
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберется в куст и спит,
Кочерыжку съест – и сыт. (Заяц)
Составление рассказа о зайце с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)
Динамическое упражнение : «На дворе мороз и ветер»
Воспитатель:
На дворе мороз и ветер. На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают. Ручки, ручки согревают.
Дети выполняю! движения, указанные в тексте песни.
Чтоб не зябли наши ручки, Мы похлопаем в ладошки. Вот как хлопать мы умеем, Вот как ручки мы согреем. Чтоб не зябли наши ножки, Мы потопаем немножко. Вот как ножки мы согреем. Нам мороз теперь не страшен. Все мы весело попляшем. Вот как мы плясать умеем. Вот как ножки мы согреем.
(А. Ануфриева, О. Милюкова)
Загадка:
Грызун, но не мышь,
Прыгун, но не заяц,
Рыжий хвост, но не лиса
Кто это (Белка)
Составление рассказа о белке с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)
Загадка про медведя
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос? (Медведь)
Составление рассказа о медведе с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)
Воспитатель: - Зимой на снегу звери много оставляют следов. Нам нужно разобраться и определить, какие животные игры оставили.
Игра «Чьи следы?»
Показ на слайдах следов и диких животных
Динамическая пауза:
Предложить детям поиграть, но для этого нужно перевоплотиться в животных, изобразить их.
Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, а потом на пятках. Пойдем легко как лисята, И как заинька – трусишка, И как серый волк – волчишка, Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.
Воспитатель: -А еще, мы с ребятами, учим стихотворения про зиму и хотим, чтобы ты послушал.
Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу
Раз, два, три, четыре, пять – С горки мы потом катались.
Мы идем во двор гулять. А потом в снегу валялись.
Бабу снежную слепили, А потом домой пришли,
Птичек крошками кормили. Суп поели, спать легли.
Воспитатель (гостю) : - Понравилось тебе стихотворение?
Кенгуренок: - Очень! Я бы хотел рассказать его своим друзьям, только боюсь всего мне не запомнить.
Воспитатель: -Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами подарим тебе таблицу-подсказку (дарят кенгуренку мнемоталицу) .
Кенгуренок: - Спасибо! Я столько всего узнал, благодаря вашим подаркам я смогу рассказать своим друзьям о зиме! Мне пора! До свидания!
3. Рефлексивно – оценочная.
Воспитатель: - Ребята, зимой бывает большой снегопад. Давайте мы с вами на него посмотрим. Но снегопад будет у нас волшебный! Чем больше вы ответите на вопросы, тем больше будет снежинок на нашем волшебном экране (на слайде появляются снежинки)
Вопросы к детям по содержанию занятия :
Что понравилось?
Чем сегодня занимались?
Чей рассказ понравился больше?
Почему?
Кто был их сегодняшним гостем и где он живет?
Как мы ему помогли?
Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Вот какая удивительная у нас зима! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Посмотрите, какой у нас снегопад, какие узорчатые снежинки!
Воспитатель: На прощание я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах.