Мария Травинская
Конспект занятия «Звуки [З], [З’]. Буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Задачи:
- закреплять понятие «согласный звук», познакомить со звуками З и Зь, буквой З;
- развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками;
- воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги;
Публикация «Конспект занятия „Звуки [З], [З’], Буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Оборудование: касса, тетради, синие ручки, картинки с буквой З, домик, сигнальные карточки, предметные карточки по выбору воспитателя, цветные карандаши.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в страну «Буквария».
Повторение пройденного материала.
Воспитатель. Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, у каких звуков мы были в гостях в прошлый раз. Дети должны дать полную характеристику звукам Д и Т.
Дети по очереди достают из корзины слово-изображение. Произносят его по частям, деля на слоги и называют ударный слог.
Сообщение новой темы.
Воспитатель. А сегодня мы с вами познакомимся с еще одними жителями нашей волшебной страны – согласными звуками З и Зь.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Отгадайте загадку.
Не зверь, не птица,
Тонок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (Комар)
Как поют комарики? (З-з-з) Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? (З-з-з.)
Загадки.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Какой звук в начале этих слов?
Вывод: согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
Закрепление нового материала.
Как звали девушку, которая на балу потеряла хрустальную туфельку? (Золушка)
Платье у Золушки было старенькое, оно было все в … (заплатках)
Какой звук слышится в начале слов: Золушка, замок, заплатка? (З)
Игра «Камень-вата».
Для этой игры нам понадобятся сигнальные карточки. Давайте еще раз с вами обговорим какой звук обозначает синий цвет – согласный твердый, зеленый цвет – согласный мягкий.
Дети должны определить, где звук “з” – твердый, а где “зь” – мягкий.
Слова для игры: земляника, Золушка, замок, заплатка, зебра, зефир, зубы, зеркало.
Если звук твердый, то дети показывают карточку синий стороной, если глухой – зеленой стороной.
Игра «Услышь звук, поймай слово»
Педагог объясняет детям задание: Я вам брошу мяч и назову слово со звуками з или зь, а вы мне в ответ скажите где прячется этот звук в начале, в середине или в конце и бросите мяч обратно.
Пропеть слоги по командам на слух.
Воспитатель пропевает, дети повторяют.
1 команда: за-зы-зо-зу; за-зи-зу-зе
2 команда: зе-зи-зю-зя; зы-зя-зе-зу
Физкультминутка «Зайка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
- Зайка, зайка, где твой хвост? Дети хлопают в ладоши.
- Вот, вот, вот! Руки за спиной – показывают «хвост».
- Зайка, зайка, где твой нос? Хлопают в ладоши.
- Вот, вот, вот! Показывают нос.
- Зайка, зайка, лапы где? Хлопки в ладоши.
- Вот, вот, вот! Показывают руки.
- Зайка, зайка, ушки где? Хлопают в ладоши.
- Вот, вот, вот! Показывают уши.
Знакомство с буквой.
-Воспитатель пишет на доске в клетку большую букву З и маленькую букву з через клетку.
-Внимательно рассмотреть букву на доске и назвать, из скольких элементов она состоит.
На что похожа буква З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3. С. Маршак.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка. В. Степанов.
По белому полю
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога… Е. Тарлапан
Обратить внимание детей на ориентировку в клетке.
Работа с кассой. (дети отыскивают букву в кассе). Выкладывать слова по заданию воспитателя.
Звукобуквенный разбор слова.
Слово «Замок». Сначала делаем разбор фишками, затем в тетрадях.
Формирование навыков чтения и печатания.
Печатание в тетради буквы З, слогов за, зо, зу, зы, зи.
Печатание слов зима, Зина, заноза.
Подводится итог занятия.
Что вы сегодня узнали на занятие? С какой буквой и звуком мы сегодня познакомились?