Анна Филиппова
Конспект занятия «Звук. В мире звуков» с использованием цифровой лаборатории «Наураша» в рамках инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность «STEM-образование детей дошкольного возраста», образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Конспект занятия «Звук. В мире звуков»
с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Публикация «Конспект занятия „Звук, В мире звуков“ с использованием цифровой лаборатории „Наураша“ в рамках инновационной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель: Создание условий для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком.
Задачи:
- дать первичные знания о звуке как о физическом явлении;
- познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки»;
- продолжать закреплять умение пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории «Наураша»;
- обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма;
- познакомить детей с органом слуха;
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
- способствовать развитию мыслительной активность, любознательности, умению делать выводы;
Оборудование: Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» модуль «Звук», датчик «Божья коровка, линейка, музыкальные инструменты, колокольчики, картинки с изображением строения органов слуха человека, ноутбук
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами снова в нашей исследовательской цифровой лаборатории «Наураша»
- Вам интересно, какие опыты и эксперименты мы сегодня будем проводить с Наурашей? (Да)
Звучит сигнал смс сообщения.
- Ребята, что вы слышите? На что похож этот звук? посмотрите, что это такое?
На интерактивной доске появляется письмо. Ответы детей
- Это электронное письмо. А от кого оно? Вы знаете?
- Давайте, попробуем его прочитать, и нам всё станет ясно. (На экране появляется картинка Большого Уха)
- Так это же наш старый знакомый! Ребята, как его зовут? (ответы детей)
- Конечно! Но, что же он нам написал? Может, у него что – то случилось? (на экране появляется текст письма)
«Здравствуйте, дорогие друзья! Мне снова нужна ваша помощь! Лес, в котором я живу, наполнен таинственными голосами и шорохом! Мой друг Леший сказал мне, что это - звуки природы! Только я не понимаю, что же такое - звуки и откуда они берутся? Помогите мне, пожалуйста, разобраться в этом вопросе!»
- Ребята, как мы можем помочь большому уху узнать о звуке? (дети высказывают свои предположения)
- Я предлагаю, обратиться за помощью к нашему другу – ученому Наурашику. А мы потом отправим письмо с проведенными исследованиями нашему другу. Хорошо?
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы детей)
2. Основная часть
- Прежде чем мы с вами перейдем к практическим исследованиям, давайте объясним Большому Уху что такое звук? Представьте себе озеро, если кинуть в озеро камень, что произойдет? (Пойдут волны.)
- Правильно. И звук – это тоже волна, но мы ее не видим, потому, что она проходит в воздухе. Эта волна попадает прямо к нам в уши (дети вместе с воспитателем рассматривают изображение со строением уха). Внутри уха есть тоненькая, но прочная перегородка, которая называется – барабанная перепонка. Благодаря тому, что у нас два уха, мы можем определить, откуда идет звук. Скажите, пожалуйста, уважаемые ученые, какие звуки бывают? (Звуки бывают тихие и громкие, высокие и низкие.)
-Молодцы. Правильно! Где мы можем услышать звуки? (На улице, в лесу, на концерте.)
- Совершенно верно. А как будут называться эти звуки? (звуки природы, звуки города, музыкальные звуки).
- Вы настоящие ученые. Как много знаете! Давайте мы с вами покажем Большому Уху как можно распределить звуки. (проводится д/и «Какой звук?» с применением интерактивной доски. На интерактивной доске изображено дерево, картинка с изображением города и картинка с изображением ноты. Дети по очереди выбирают из предложенных карточек, понравившуюся карточку и соотносят её к определенной категории: звук природы (птица, ветер, дождь и т. д, звуки улицы (машина, люди, троллейбус, пароход и т. д, музыкальные звуки (карточки с изображение музыкальных инструментов)
- Молодцы ребята, справились с заданием! А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
Зрительная гимнастика:
Раз -налево, два — направо,
Три -наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
- А теперь, чтобы понять, чем они отличаются нам пора поработать в нашей научной лаборатории. Но для того, чтобы начать изучение звуков нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.
Правила работы в ЛАБОРАТОРИИ.
Правило №1. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Правило №2. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило №3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №4. Не пробовать на вкус жидкости в стаканах.
Правило №5. Сначала дослушай задание Наураша до конца, а потом выполняй его.
- Молодцы ребята. Вы хорошо помните правила поведения в лаборатории. А теперь приступаем к нашим исследованиям
(Дети проводят сравнительные опыты по измерению звука, озвучивают выводы)
Опыт1. Создать тишину по заданию Наураши (проанализировать изображение на экране компьютера).
Опыт2. Исследовать голос воспитателя (проанализировать изображение на экране)
Опыт 3. Исследовать голос ребенка (проанализировать изображение на экране)
Опыт 4. Игра на ксилофоне (проанализировать изображение на экране)
- Сначала поиграй на одной клавише, на разных, можешь поменять силу удара. Посмотрите, как меняется рисунок на экране.
Опыт 5. Игра на флейте (проанализировать изображение на экране)
- Громкость- это сила звука, с очень громким звуком нужно быть осторожным, чтобы уши не заболели. Я обожаю музыку с играй мне на флейте. Игра на флейте.
- Посмотрите, какой красивый рисунок на экране. Он меняется? Почему?
Опыт 6. Исследовать звук свистка (проанализировать изображение на экране)
- Одни звуки пищат, как комарики их называют высокие. Они такие, потому что частички воздуха движутся быстро. Другие звуки ревут, как медведи их называют низкими. В этом случае частички воздуха движутся медленно. Ты умеешь свистеть в свисток? (дети свистят в свисток.)
- Посмотрите, какой красивый рисунок на экране. А теперь попробуй свистнуть с другой громкостью. Какие произошли изменения в рисунке звуковых волн? Кто заметил?
Опыт 7. Сравнительные измерения:
- кто громче крикнет
- кто тише прошепчет
III. Заключительная часть.
- Спасибо тебе, Наураша, за интересный рассказ и интересные задания.
Вот видите, ребята, как много бывает звуков и какие они все разные. На этом, на сегодня, наши исследования подошли к концу. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)
- Ребята, что интересного вы сегодня узнали? (Как устроено наше ухо, откуда берется звук, звук передается по воздуху).
- Что вам понравилось? (Ответы детей.)
В конце занятия воспитанники делятся впечатлениями о проведённых опытах, какой из них оказался наиболее интересным, а какой опыт они бы ещё провели.