Алена Альберт
«Звук и буква Ш». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Рефлексия.
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:
заяц, белка, лиса, кошка
шакал, собака, коза, овца
кошка, мышь, собака, корова
лось, олень, лошадь, слон
2. Произнесение, характеристика звука Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий. Знакомство с буквой Ш.
3. Повторение скороговорок на Ш.
4. Воспроизведение слоговых рядов:
ша-шо-шу-ши
аш-ош-уш-ыш
шта-што-шту-шты
ашт-ошт-ушт-ышт и т. д.
5. Выделение звука Ш на слух и в произношении:
a) ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы;
b) кушетка, жаворонок, шутка, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода;
c) отбор картинок на Ш с определением места звука Ш в словах.
6. Составление схем слов по индивидуальным картинкам.
7. Звуковой анализ слов, упражнения с разрезной азбукой:
мышка-мишка-мушка-мошка-миска-маска-Машка
8. Печатание буквы Ш, слогов – см. 4, слов – см. 7.
9. Физкультминутка.
10. Словообразование существительных, обозначающих детёнышей животных:
мышь – мышонок – мышата
лягушка – лягушонок – лягушата
кукушка – кукушонок – кукушата
Упражнение в изменении сочетаний, образованных из существительных и количественных числительных:
В болоте живут (2 лягушонка, 6 лягушат).
Мы увидели).
Дети подошли поближе к).
Они любовались).
Цапля подкралась к).
Она хотела поймать и съесть).
Дети рассказали о).
11. Составление рассказа по сюжетной картинке на основе опорных слов:
Мишка
1) Алёша, 2 года.
Алёша маленький: ему всего два года.
2) Живёт, дедушкой, бабушкой.
Живёт Алёша с папой, мамой, дедушкой и бабушкой.
3) Подарили, плюшевого.
Дедушка и бабушка подарили ему большого плюшевого мишку.
4) У, машина, грузовая.
У Алёши есть грузовая машина.
5) Посадил, в, грузовую.
Алёша посадил мишку в грузовую машину.
6) Катает, машина, плюшевого.
Он катает плюшевого мишку в грузовой машине.
Выделение из этого рассказа слов со звуком Ш.
12. Спряжение глаголов в настоящем времени: Шить плюшевого мишку.
13. Подбор предметов к признакам:
плюшевый (мишка, жакет, костюм);
плюшевая (кофта, куртка, шапка);
плюшевое (пальто, одеяло, покрывало).
14. Родственные слова:
мишка-мишутка-мишенька-мишкин
мышь-мышка-мышонок-мышата-мышиные
15. Признаки и действия к предмету:
мишка какой? (плюшевый, ушастый, смешной, шаловливый, неуклюжий, весёлый, живой, шустрый, игрушечный);
мишка что делает? (шагает, шатается, слышит, спешит, дышит, пляшет, смешит, шалит).
III. Итог. Произнесение звука Ш, характеристика, чтение слов по карточкам с определением слогового состава – игра «1, 2, 3».
Задачи:
1. Закрепление правильного произношения.
2. Знакомство с буквой Ш.
3. Словообразование существительных, обозначающих детёнышей животных.
4. Составление рассказа по сюжетной картинке по опорным словам.
5. Чтение и печатание слов.
Оборудование:
o предметные картинки – шапка, подушка, кукушка, лягушка, шляпа, бабушка, кувшин, шина, машина, мешок, мышь, лошадь, кошка, мышка, пушка, шкаф, катушка, вишни, ландыш, мишка;
o несколько картинок на ж, с, щ, ч;
o сюжетные картинки на Ш;
o демонстрационная сюжетная картина «Мишка»;
o наборы для составления схем;
o тетради;
o ручки;
o карточки для чтения (слова на Ш);
o разрезные азбуки.
Закрепление на других занятиях и в повседневной жизни детей:
1. Подбор родственных слов: мышь-, лягушка-.
2. Признаки и действия к предметам (мышь, мышонок).
3. Спряжение глаголов в настоящем времени: Вешать в шкаф плюшевый жакет.
4. Составление и распространение предложений по сюжетным картинкам.
5. Повторение скороговорок на Ш.