Алена Альберт
Конспект занятия «Звук и буква Л» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Рефлексия.
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой – отгадывание загадок и игра «Запомни, повтори»:
Летом папа наш привёз
в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
У нас летом и зимой
бережёт продукты:
мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)
Под крышей четыре ножки,
а на крыше суп и ложки.
(Стол)
Два берёзовых коня
по снегам несут меня,
кони эти рыжи,
а зовут их (лыжи).
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
Два большие колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой (велосипед).
холодильник-стол-лыжи-велосипед
2. Произнесение, характеристика звука Л (согласный, звонкий, твёрдый, знакомство с буквой Л.
3. Воспроизведение слоговых рядов:
ла-ло-лу-лы сла-сло-слу-слы
ал-ол-ул-ыл асл-осл-усл-ысл и т. д.
4. Выделение звука Л на слух и в произношении:
a) ла, ал, ра, ля, ор, лу, ур, ул, лю, ло…;
b) ласточка, ракета, корабль, самосвал, парта, палка, шланг, шлагбаум, артист, колосок, раскладушка, колокольчик, полено;
c) по картинкам на доске с определением места звука Л в слове;
d) из рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»:
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на самом дне. Галка никак не могла достать. Скакала она скакала – всё без толку. И стала галка кидать в кувшин камешки. И накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться.
5. Упражнение в преобразовании настоящего времени глаголов в прошедшее:
Галка хочет пить. – Галка хотела пить.
Галка пьёт воду из кувшина. – Галка пила воду из кувшина.
Галка скачет около кувшина. – Галка скакала около кувшина.
Галка кидает камешки в кувшин. – Галка кидала камешки в кувшин.
Галка напьётся воды. – Галка напилась воды.
Вода поднимается всё выше. – Вода поднялась выше.
6. Физкультминутка со скороговоркой на Л.
7. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Белка и волк»:
a) чтение текста;
b) беседа:
- Что случилось с белкой?
- Что хотел сделать волк?
- О чём попросила его белка?
- Что ответил белке волк?
- Почему белки веселы?
- А почему волкам скучно?
- Какое из этих животных травоядное, а какое хищное?;
c) пересказ текста детьми.
8. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными:
a) подбор признаков к предметам:
- Белка какая? (ловкая, проворная, добрая, весёлая, пушистая, маленькая, рыжая, серая, умная, добрая);
- Волк какой? (злой, серый, грубый, сильный, большой, хищный, глупый);
b) договаривание предложений:
В лесу прыгала с ветки на ветку весёлая, ловкая белка.
По лесу бегал злой серый волк.
Мы увидели в лесу (весёлую, ловкую белку, злого серого волка).
Мы подошли поближе к (весёлой, ловкой белке, злому серому волку).
Мы любовались (весёлой ловкой белкой) и возмущались (злым серым волком).
Мы рассказали о (весёлой ловкой белке, злом сером волке).
9. Подбор родственных слов:
белка – бельчонок, бельчата, белочка, беличья;
волк – волчок, волчица, волчонок, волчата, волчья, волкодав.
10. Звуко-слоговой анализ слов:
a) белка, волк – коллективно;
b) по индивидуальным картинкам самостоятельно;
c) упражнения с разрезной азбукой – составление слов по индивидуальным картинкам.
11. Печатание буквы Л,;
слогов: ал, ол, ул, ыл, ил, ла, ло, лу, лы,
слов: белка, волк, слон, слоны.
12. Чтение слов по карточкам с определением слогового состава – игра «1, 2, 3».
III. Итог. Игра «Отгадай слово»: пена., за., во., сто., сту., забы., упа., щего., пе., засну., вокза., .апа, .уна, .одка, .ук.
Задачи:
1. Чёткое произнесение звука Л, знакомство с буквой Л.
2. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных.
3. Прошедшее время глагола (преобразование настоящего времени в прошедшее по образцу).
4. Родственные слова (белка, волк, слон, галка).
5. Чтение и печатание слов.
Оборудование:
o предметные картинки – лампа, лопата, лапы, молоток, лось, лодка, юла, игла, велосипед, лук, луна, голубь, галка, пенал, полка, мел, белка, волк, осёл, клубника, глаза, слон, кукла, дятел, гладиолус, лейка и несколько картинок на другие звуки;
o карточки для чтения;
o наборы для составления схем;
o тетради;
o карандаши;
o разрезные азбуки.
Закрепление на других занятиях и в повседневной жизни:
1. Родственные слова (галка, слон).
2. Подбор предметов к признакам: ловкий, -ая, -ое, -ие; злой, -ая, -ое, -ые.
3. Доучивание рассказа Толстого.
4. Придумывание, припоминание животных, птиц на звук Л.
Птицы: голубь, ласточка, глухарь, щегол, галка, дятел, перепел, соловей, орёл, иволга, сокол, лунь.
Животные: волк, белка, лось, слон, лама, лошадь, осёл, козёл, шакал, ласка, вол, мул.
5. Классификация животных (дикие – домашние, хищные – травоядные, птиц (зимующие – перелётные).