Галина Загоренко
Конспект занятия «Знакомство с народной тряпичной куклой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект в средней группе «Знакомство с народной тряпичной куклой»
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с народной тряпичной куклой“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Задачи:
Воспитательные:
- Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Обучающие:
- Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору,развивать эстетический вкус детей.
Развивающие:
- Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
- Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Словарная работа: оберег, обереговая кукла, тряпичная, Крупеничка, Пеленашка, «Мартинички», «Травница», «Десятиручка», «Утешница», безликие, оберег.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?».
Чтение сказки «Василиса Премудрая».
Разучивание русской народной игры «У Маланьи, у старушки».
Разучивание колыбельной песни. «Котя, котенька, коток.»
Подготовка заготовок к кукле «Утешница».
Оборудование: музей детского сада «Русская изба».
Предметы быта: самовар, печь, свеча, лапти, скамейки, деревянная посуда, утюг, образцы оберегов, люлька, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, кусочки ткани разных размеров, заготовки к кукле «Утешница»
Материал: русский народный костюм, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, запись – плач ребенка, музыка колыбельная, карточки со схемами изготовления кукол, цветные кусочки ткани, кусочки шерстяных ниток, кольца Су – Джок.
Демонстрационный материал: несколько видов кукол, сделанных из ткани, разнообразные детские игрушки, картинки лекарственных трав, произрастающих в г. Георгиевске, высушенные травы в коробочках.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Действие проходит в музее «Русская изба» (дети играют на ковре.) (звучит спокойная музыка)
Воспитатель входит в русском национальном костюме. Дети обращают внимание и интересуются, почему я так одета.
2. Основная часть. Сообщение темы и целей.
- На мне русский национальный костюм: сарафан и рубашка, на плечах платок. Так одевались люди много – много лет тому назад на Руси.
Ребята, а в какой стране вы живете?
Ответы детей. (Россия.)
А в каком крае?
Ответы детей. (Ставропольском крае)
А как город называется в котором вы живете?
Ответы детей. (город Георгиевск.)
Молодцы!
Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда Россию называли Русь, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.
Становитесь в кружок, заводите хоровод. Отправляемся в путешествие. (звучит хороводная музыка).
Вот мы прибыли в прошлое. Посмотрите мы оказались в русской избе.
- Но сначала давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были расспросить ваших родных, какими игрушками они играли, когда были детьми. (Дети по желанию рассказывают об игрушках своих родителей, бабушек и дедушек, показывают их, если такие есть.)
А сейчас дети мы с вами посмотрим какими игрушками играли в прошлом.
- Просмотр презентации «Народные тряпичные куклы» (история кукол, виды кукол).
-Сейчас мы посмотрели какие были игрушки у наших бабушек.
А я вам приготовила сюрприз «Волшебный сундучок». А что бы его открыть нужно произнести такие слова:
-Волшебный сундучок
-Открой свой бочок. (дети повторяют.)
Ребята присаживаются на стульчики.
А теперь посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Садитесь поудобнее, а я расскажу вам об этих куклах.
С давних времен тряпичная кукла была любимицей русского народа. Вот кукла Крупеничка. Это кукла – мешочек. В неё клали крупу. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай. (Воспитатель дают потрогать эту куклу).
Это кукла Кубышка. Она приносит в дом богатство. Посмотрите, какая она пышная. Это кукла Травница. Это тоже кукла – мешочек. В него клали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав.
- Ребята, а вы знаете лекарственные травы, которые растут у нас в крае и городе?
- Ответы детей.
-Воспитатель показывает картинку с названием травы.
- Воспитатель демонстрирует высушенные заготовленные травы.
(Дети знакомятся поближе куклой Травница).
Это кукла Пеленашка – кукла-младенец.
Это куклы Мартинички.
Ребята, а какое сейчас время года?
Ответы детей.
Назовите месяцы весны?
Ответы детей.
Молодцы.
Поэтому весной в марте вязали Мартинички парами из красных и белых ниток. Из белых ниток – символ ухода зимы, а из красных – символ весны и жаркого лета.
А это Кукла Утешница. Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался.
Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.
Вот мы и познакомились с тряпичными куклами.
Сейчас поиграем в народную игру.
Физкультминутка.
Игра «У Маланьи, у старушки».
- На Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
- Вот мы и отдохнули.
- Ребята посмотрите в сундучке лежат еще куклы. (смотрят)
- Так это вы в группе начали делать и не закончили.
- Предлагаю присесть за столы и закончить нашы куклы.
- А какую куклу мы делаем?
- Ответы детей. (Утешница)
Но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику с кольцами Су- Джок.
-Этот пальчик маленький,
-Этот пальчик слабенький,
-Этот пальчик длинненький,
-Этот пальчик сильненький,
-Этот пальчик большачок,
-Ну, а вместе кулачок.
(делаем на правой и левой руке.)
Изготовление куклы.
Сейчас мы с вами оденем кукле Утешнице сарафан.
Кладем прямоугольный кусочек ткани перед собой, далее кладем на него заготовку куклы, так чтобы руки оказались выше ткани, далее оборачиваем вокруг и ниткой красной обматываем вокруг талии.
Потрудились мы не зря.
Вышла кукла хоть куда.
Будет кукла помогать
Маме деточку качать.
Будет кукла утешать,
Будут детки крепко спать.
Обыгрывание: укачивание младенца в кроватке.
(Раздаётся плач младенца.)
-Кто - то плачет. Это в кроватке проснулась кукла Маша. (Дети подходят к кроватке.) Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку и споём Маше колыбельную песенку. (Один ребёнок качает кроватку. Дети поют колыбельную песню).
Киса, кисанька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать,
Приди деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь ты, котя, не кроши,
Котя, больше не проси.
Шубку новую сошью
И сапожки подарю,
Приди, киса, ночевать,
Приди деточку качать.
Рефлексия.
-Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
-О каких куклах вы сегодня узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу).