Татьяна Константиновна Морокова
Конспект занятия «Жизнь и творчество великого поэта А. С Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Жизнь и творчество великого поэта А. С Пушкина»
Т. К. Морокова.
Цель занятия :
1. Развивать интерес к творчеству великого русского поэта
2. Дать обобщенное представление об А. С. Пушкине, как поэте и великом сказочнике
Публикация «Конспект занятия „Жизнь и творчество великого поэта А, С Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
3. Вспомнить знакомые стихи и сказки А. С. Пушкина. Продолжать учить детей выразительно читать стихи.
Задачи:
- обобщать знания детей о творчестве А. С. Пушкина;
- учить бережно относиться к книгам;
- развивать умения детей в продуктивной деятельности передавать различные эмоциональные состояния
- воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту. ;
Материалы к занятию : Портрет А. С. Пушкина.
Слайды экскурсии по Тверской улице города Москвы, начиная с Красной площади и заканчивая ее у Драматического театра имени А. С. Пушкина.
Выставка книг со сказками А. С. Пушкина.
Ребята в городе Москве два века тому назад жил великий, русский поэт и сказочник- Александр Сергеевич Пушкин (показываю его портрет). Послушайте как говорили о нем люди того времени: «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами, необыкновенной привлекательности».
А теперь давайте совершим с вами небольшое путешествие по городу где жил и работал А. С. Пушкин. (Показываются слайды сопровождаясь комментариями, путешествие начинается с Красной площади, по Тверской улице, к Пушкинской площади, к памятнику А. С. Пушкина и далее по бульвару к Драматическому театру имени А. С. Пушкина.
Цель путешествия: показать детям, как много мест в Москве связано с именем А. С. Пушкина).
Воспитатель: Как вы думаете, почему так много мест связано с именем великого русского поэта А. С. Пушкина? (ответы детей).
А. С. Пушкин – великий русский поэт, который родился и вырос в Москве, вот поэтому в Москве есть много мест, которые связанны с его именем. Есть музей, рассказывающий о жизни и творчестве Пушкина, есть музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Мы с вами учили стихи А. С. Пушкина.
Давайте вспомним и прочтем знакомые стихи.
(Дети читают стихи).
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин написал не только стихи, но и сказки. Давайте прогуляемся с вами по «неведомым дорожкам» и вспомним героев пушкинских сказок
В: зачитывает отрывок : «У лукоморья дуб зеленый»
Из поэмы "Руслан и Людмила"
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
В: Ребята, кто из вас может назвать автора этой поэмы?
Д: Это написал Александр Сергеевич Пушкин.
В: Правильно ребята – это прекрасную и волшебную поэму написал А. С. Пушкин великий русский поэт (обращаю внимание детей на портрет А. С. Пушкина).
Воспитатель: Уже исполнилось более 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича. Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь и написал много замечательных произведений, поэм, сказок, романов в стихах. Творчество А. С. Пушкина поистине объемно, о нем знает каждый человек в нашей стране., и его называют великим русским поэтом. А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) в 1799 году. Детство его прошло в Москве. У Саши были старшая сестра и младший брат. Отец Александра любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Семья часто оставляла Сашу в гостиной, и он слушал, как гости читали свои произведения.
Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское село недалеко от Санкт-Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи, приобрел много друзей. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, романы.
У Пушкина была большая семья : красавица жена Наталя Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич их очень любил.
Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из-за этого у него было много врагов.
Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему исполнилось 3 года. Русскому языку Сашу учили бабушка Марина Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна. Которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Он садился на скамейку у ее ног, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.
В:Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно. " – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.
(Некоторые из этих стихотворений зачитываю детям)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна. –
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка.
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
В: Как вы думаете, прослушав эти стихотворения, как писатель относился к своей няне?
Д: Можно сказать, что он очень любил, уважал свою няню, называл её голубкой, подружкой.
В: Но сегодня наше занятие будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А. С. Пушкин.
(На доску вывешиваются иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина)
В: Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, назовите, какие вы знаете?
Д: «Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане».
В: Ребята, все сказки Пушкина волшебные, в них так много чудес, загадок. Давайте попробуем назвать все вместе несколько волшебных моментов из сказок.
В— Д: Золотая рыбка, золотой петушок, мертвая царевна оживает, говорящие животные (кот ученый, белка песенки поет, говорящая рыбка исполняет желания, царевна превращается в прекрсную лебедь.
В: Поэт давно умер, но слава о нём не умрёт никогда. Почти в каждом городе есть памятник А. С. Пушкину, в честь него названы улицы, площади, театры,
библиотеки. Есть город – названный в его честь, он так и называется город Пушкин.
Вы должны помнить пока вы знаете, читаете и говорите о сказках Пушкина, то и память о нем будет жить вечно.
В: А сегодня и мы попробуем побыть волшебниками — сказочниками, для этого нам понадобиться сказочное настроение, заготовленные картинки и Ваше воображение. (На магнитной доске закрепляю заготовленные картинки и согласно их изображению составляем сказку). Согласны?
Д: Да.
В: Молодцы ребята, из Вас получились замечательные сказочники. А сейчас мы проведем конкурс «У знай героя по описанию». Занятие у нас сегодня не простое. Нам нужно поделиться на две команды и придумать командам названия. В названии команд должны прозвучать какие-нибудь сказочные персонажи из сказок А. С. Пушкина (Белочка, золотая рыбка).
В: Внимание! Начинаем сказочный конкурс! Участвовать в них будут две команды: «Белочка» и «Золотая рыбка». За правильный ответ каждая команда получит звездочку, и в конце викторины мы подсчитаем эти звездочки и узнаем победителя. Итак, начинаем!
1-й тур «Волшебный»
Задание: Скажите, кто в кого превращается в сказках А. С. Пушкина?
Команде «Белочка» : Князь Гвидон в кого превратился? (В комара, шмеля, муху)
Команде «Золотая рыбка» : Лебедь в кого превратилась? (В Царевну)
Команде «Золотая рыбка» : В кого превратился коршун? (В колдуна, в чародея)
Команде «Белочка» : В кого превратилась старуха? (В столбовую дворянку)
Воспитатель: Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки, стихи Пушкина, все команды хорошо отвечали.
Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне».
Воспитатель: Сегодня мы побывали в стране пушкинских сказок.
Сказка учит нас добру
Учит быть нас всех мудрее
Там добро накажет зло
Кто добрее, тот сильнее.
В. Спасибо дети за интересное занятие, за ваше активное участие.