Анжела Лысенко
Конспект занятия «Животный мир — рыбы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о рыбах.
Задачи Познавательные:
1. Закрепить умение группировать рыб по месту их обитания,
уметь выделять признаки различия и сходства между рыбами.
2. Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.
2. Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.
3. Побуждать детей делать выводы.
Публикация «Конспект занятия „Животный мир — рыбы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
4. Обогащать словарный запас детей, ввести слова «плавательный пузырь», «нефтяные пятна», «обтекаемое тело», «пресноводный водоем».Формировать лексико-грамматические категории.
Воспитательные:
1. Способствовать гуманному отношению ко всему живому.
2. Учить правильному поведению в природной среде.
3. Закладывать основы экологической культуры личности.
Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб: пресноводных, морских, аквариумных; 3 магнитных доски, изображение Золотой рыбки, игровые карточки «Шифровальщик», карточки с заданиями и геометрическими рыбками. Емкости с водой, рыбка-игрушка, растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластиковые, воздушный шарик.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворения Э. Успенского «Рыболов», загадывание загадок о рыбах, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
Ход занятия.
– Ребята, у нас сегодня необычное занятие.
Загадка
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка (золотая)
- Она принесла картинки, но разобраться с ними не может. У нее проблема. Мы поможем её разрешить? (Ответы детей).
- В каких водоемах живут рыбы?
Дети: в пресных и соленых.
- А как вы понимаете «пресноводный водоем»?
Дети: это водоем, в котором вода не соленая, а пресная.
- Какие пресные водоемы вы знаете? (река, озеро, пруд)
- Какие рыбы живут в этих водоемах? (карп, лещ, щука, сазан, речной окунь)
- Моря и океаны заполнены соленой водой. Какие рыбы в них живут?
Дети: акула, треска, кефаль, камбала, морской окунь, сельдь и др.
- Как называются рыбы, которые живут в аквариуме?
Дети: аквариумные рыбки (вуале хвост, меченосец, гуппи, сомик,
-Перед вами картинки с местами обитания рыб на магнитных досках.
Выбранную вами рыбу нужно назвать и поселить в подходящий водоем.
Ребенок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.
Ребенок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живет в аквариуме.
Ребенок: Я выбрал акулу. Она живет в море, это морская рыба.
- Вы хорошо справились с этим заданием.
Ребята, вы уже знаете что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесем рыб?
Дети: К живой природе.
- Почему вы так решили?
Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются.
- Значит, к какой природе мы отнесем рыб?
Дети: к живой.
Дети перечисляют отличительные признаки рыб: «У них есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей. Д/и «Подбери родственные слова» (рыба- рыбка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный и др.)
Д/и «Назови: чей хвост, чья голова, чей плавник, чье туловище?»
(образование притяжательных прилагательных).
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (снова плывут)
Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает быстро двигаться в воде.
- Ребята, мы сейчас с вами проведем опыт и посмотрим, что ещё помогает рыбам жить и двигаться в воде.
Опыт 1
Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.
- Посмотрите, что у нас происходит? (в первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается).
- Что помогает рыбке двигаться? Для чего нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать).
Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.
Развивающая игра «Тонет – не тонет».
-несколько небольших предметов, которые не тонут;
- несколько небольших предметов, которые тонут;
- емкость с водой.
Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: «Тонет или не тонет?» И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если его погрузить на дно емкости.
- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
- Оказывается, у рыбки специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.
Опыт 2
В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно.
И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
- Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)
- Почему он не всплывает?
Вывод: шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Физминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами. (движения по тексту).
Дети изображают резвящихся рыбок.
- А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (Ответы детей)
- Раньше мы проводили опыт: в сосуд с водой мы помещали кусочек пластилина. Что вы заметили?
Дети: На пластилине появились пузырьки, это воздух.
- Значит в воде есть воздух и рыбы им дышат.
- Но человек может помешать рыбам. Как? (загрязнять реки)
Что может загрязнить реку?
Опыт 3
В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды.
Вывод: Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.
-Что происходит с живыми организмами? (они погибают)
- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек, морей, озер).
- Какое время года самое трудное для рыб?
Дети: Зима.
- В морозы трудно рыбам. Как вы думаете почему?
Дети: Водоемы покрыты льдом. Кислород не проникает через лед в воду. рыбам становится нечем дышать и они гибнут.
- Как помочь рыбам?
Дети: Можно сделать во льду проруби.
Физкультминутка
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть красивой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хвост направо, хвост налево,
Мы стройны как королевы.
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка» (движения по тексту).
- Ребята, Золотая рыбка приготовила вам следующие задания, которые нужно выполнить.
Итог занятия :
- Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста.
В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.
Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их. И тогда люди смогут питаться экологически чистой речной и морской рыбой, а аквариумными рыбками – любоваться.