Получи документы

Конспект занятия «Железнодорожный транспорт»

Наталья Ивличева
Конспект занятия «Железнодорожный транспорт»

Занятие «Железнодорожный транспорт»

Задачи: 1. Показать роль железной дороги в жизни человека; уточнить и расширить знания детей о грузовых и пассажирских составах;

2. Воспитывать уважение к профессиям людей, обслуживающих подвижной состав.

3. Развивать внимание

Оборудование: портативный компьютер, презентация “Вагоны грузового и пассажирского состава”, иллюстрации, фотографии, отражающие профессиональную деятельность железнодорожников; карточки с заданием.

Публикация «Конспект занятия „Железнодорожный транспорт“» размещена в разделах

Словарная работа: пассажирский и грузовой поезд, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон, багаж, багажный вагон, вагон-ресторан, почтовый вагон, цистерна, машинист, проводник, диспетчер.

Ход занятия:

1. Введение в тему. Постановка творческой задачи.

Воспитатель:

- Чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю отгадать вам загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Воспитатель:

- Речь сегодня пойдет о железной дороге. А вы любите ездить на поезде?

2. Историческая справка.

Воспитатель:

- В нашей жизни мы настолько уже привыкли к этому удивительному явлению, каким является железная дорога, что порой даже и не задумываемся над тем, как бы мы жили без нее. Но ведь жили, же в России (да и во всем мире) без железных дорог! Кто мне скажет, когда и где в России появилась первая железная дорога?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

- 30 октября 1837 года железная дорога между Петербургом и Царским селом была открыта. Наша российская железная дорога еще очень молода. Ей всего 175 лет. Первая пассажирская (подчеркиваю — пассажирская) стальная магистраль связала Петербург с Царским Селом. Протяженность ее составляла всего 25 км. Но вообще-то "чугунка" — так в простонародье называли железную дорогу — появилась немного раньше: в сентябре 1834 года крепостные мастера заводчиков Демидовых, отец и сын Черепановы, Ефим Александрович и Мирон Ефимович, соединили небольшой узкоколейкой карьер, где добывалась железная руда, и Нижнетагильский завод, на котором эта руда переплавлялась в чугун. Именно эта крохотная железная дорога длиной всего в 3,5 км и стала прародительницей нынешней железной дороги.

3. Художественное слово.

С. Рождественский

«Первая железная дорога»

"Расскажите, деда!

Слышал много,

А не знал, какой она была.

Первая железная дорога,

С Питера до Царского Села?"

«Правда, внучек, — первая в России.

Только поначалу не для нас.

Помню, дед мой в годы молодые

Видел это чудо — и не раз.

В страхе были от него старушки,

Но весьма одобрил высший свет.

(Жаль, что Александр Сергеич Пушкин

Так и не успел купить билет)

На платформы ставили коляски,

Отпрягая рослых лошадей,

И по рельсам, без толчков и тряски,

Мчался поезд — кошки не быстрей.

Все дышали копотью угарной

И чихали истово, до слез.

Впереди с трубою самоварной

Сыпал искры низкий паровоз.

Воспитатель:

- Как вы понимаете выражение «Мчался поезд — кошки не быстрей»? (поезд ехал медленно).

4. Историческая справка.

Воспитатель:

- Но время идет, а вместе с ним развивается и железная дорога. Такая огромная страна, как Россия, просто нуждалась в железных дорогах, даже цари-императоры были заинтересованы в этом. Так, специально созданный Комитет Великой Сибирской магистрали под председательством самого императора Александра III принял решение строить магистраль с двух сторон: на западе — от Челябинска, на востоке — от Владивостока. А наследник престола Николай II в 1891 году собственноручно заложил первый камень в здание вокзала во Владивостоке и опрокинул тачку с землей, тем самым положив начало строительству Уссурийской железной дороги. Эта дорога длиной в 769 км связала Владивосток с Хабаровском — 31 августа 1897 года по ней прошел первый поезд. Это был первый выход России к Великому океану по стальному пути. A когда 6 октября 1916 года был сдан железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, Россия гордо заявила миру о том, что именно она связала железной дорогой два океана — Атлантический и Тихий.

Наступил XX век - век техники и больших скоростей. Продолжали строиться новые железнодорожные магистрали. Это и Турксиб — трасса, связавшая Сибирь со Средней Азией; и трасса Абакан — Тайшет, которая позволила "заглянуть" "в глубину сибирских руд"; и второй путь к Тихому океану: трасса Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; и железные дороги, связавшие центр России с ее Крайним Севером — с Воркутой, Мурманском; и Байкало-Амурская магистраль. Все эти стройки навсегда вошли в историю нашей Родины и достойны великого уважения, потому что их прокладка — настоящий подвиг.

Воспитатель:

- Вот мы говорим: железная дорога. железная дорога. А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге? (Ответы детей.)

- Железная дорога — это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты, виадуки; железно-дорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков, перронов; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как "разъезд", "билет", "полка", "скорость", "расписание", вполне применимы к железной дороге. И конечно же, железная дорога — это вагоны, уголь, пар и электричество.

5. Рассказ воспитателя «Какие бывают вагоны?»

Воспитатель:

- Сами поезда бывают разными. Скажите мне, какие виды поездов вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Поезда делятся на пассажирские и товарные (Слайд №1, №2)

Воспитатель:

- К первому типу поездов относятся скорые (или поезда-экспрессы) (слайд № 6). Примером такого поезда служит экспресс "Россия", идущий из Владивостока в Москву, — поезд, проходящий за 6 суток самый длинный железнодорожный маршрут на нашей планете (9290 км). И не зря ему присвоен номер 1.

Давайте заглянем внутрь этого вагона.

Воспитатель:

-Это спальный вагон (Слайд № 7). Кресла в этом вагоне очень удобные, мягкие. В таком вагоне пассажир может спать - есть подушки и одеяла; есть столик, за которым можно поужинать или выпить чаю. В спальном вагоне уютно и удобно ехать очень далеко, даже в течение нескольких дней.

Воспитатель:

- Вот плацкартный вагон (Слайд № 8). Обратите внимание, в нем есть верхние полки, на которых пассажиры тоже могут спать, складной стол и полка для вещей пассажиров.

Воспитатель:

- Этот вагон называется купейный (Слайд № 10). В отличие от плацкартного в купейном вагоне есть двери, которые задвигаются, и каждое купе превращается в отдельную комнату. В купейном вагоне очень удобно путешествовать всей семьей.

Воспитатель:

- В состав пассажирских поездов дальнего следования входят не только пассажирские, но и другие виды вагонов. Ребята, куда может пойти пассажир в поезде, если он захочет позавтракать, пообедать или поужинать?

Дети:

- В вагон-ресторан.

Воспитатель:

- Правильно, пассажир может пойти в вагон-ресторан (Слайд №11). Давайте, посмотрим, как выглядит вагон – ресторан.

Воспитатель:

- Что берут с собой люди в путешествие?

Дети:

- Багаж.

Воспитатель:

- А какой вагон предназначен для перевозки багажа?

Дети:

- Багажный вагон.

Воспитатель:

- Правильно, багажный вагон входит в состав пассажирских поездов. Кто из вас знает, чем отличается багажный вагон от других пассажирских вагонов? (предположения детей) А сейчас мы уточним ваши предположения (Слайд № 14).

Воспитатель:

- Есть еще один вагон, который входит в состав пассажирских поездов (Слайд № 15). В этом вагоне перевозят письма, посылки. А вы знаете, как называется такой вагон?

Дети:

- Почтовый вагон.

Воспитатель:

- Но не менее милыми и дорогими становятся для нас поезда местные, пригородные, увозящие нас на дачу или к бабушке, которая живет в небольшом поселке! (Слайд № 3) Давайте, посмотрим интерьер вагона поезда пригородного сообщения. Что мы там увидим? (слайд № 4) (ответы детей)

Воспитатель:

- Верно! Пассажирские вагоны пригородного поезда представляют собой большую комнату, где можно увидеть ряды деревянных или мягких скамеек. Спать на них неудобно. Пассажиры едут сидя и на небольшие расстояния.

Воспитатель:

- Товарные поезда тоже бывают разными: они везут разные виды грузов, и для каждого вида — свой вагон. (Слайд № 18) Низкие прямоугольные вагоны доставляют нам уголь и лес, высокие прямоугольные — зерно, маленькие трапециевидные вагоны предназначены для перевозки цемента и муки, круглые цистерны перевозят нефть и нефтепродукты; огромные холодильники (рефрижераторы) везут нам продукты, а платформы с установленными решетками предназначены для перевозки контейнеров, автомобилей. Ну а почтово-багажные вагоны говорят сами за себя.

Воспитатель:

- Ни днем, ни ночью не смолкает железнодорожный путь : только рельсы остынут от вихрем промчавшегося пассажирского экспресса, как уже вдали гудит локомотив, тянущий за собой 60 и более вагонов с различным грузом. И потом только остается гадать по оставшемуся запаху, какой промчался товарняк — с лесом, углем или бензином.

6. Рассказ воспитателя «Железнодорожные профессии»

Воспитатель:

- А теперь давайте поговорим о профессиях, связанных с железной дорогой, точнее, которые железная дорога объединила. Кто трудится на железной дороге? Благодаря кому железная дорога живет? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Монтер пути - одна из самых массовых профессий на железной дороге. Мы видим этих людей из окон вагонов, проезжая станции и разъезды, на перегонах, на мостах и тоннелях. Они ремонтируют путь.

Воспитатель:

- А вот поездной диспетчер. Он не водит поезда, он ведет график движения поездов. Организует движение. Направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским кругом.

Воспитатель:

- Гвардия стальных магистралей! Ведущая из ведущих профессия! И почему, долго объяснять не надо: именно они и водят поезда. Быть машинистом очень трудно и очень почетно. Даже мечтать об этом интересно.

Воспитатель:

Проводник - это хозяин пассажирского вагона. Он встречает нас перед дверью вагона и от того, как он выполняет свои обязанности, зависит наше настроение в пути.

7. Упражнение на развитие внимания «Не пропусти!»

Воспитатель:

- Я вам сейчас раздам карточки с текстом стихотворения, а вы должны в этом тексте зачеркнуть все буквы –ж-, -у-.

Легли на горку кружева из стали

И руки протянули провода.

На станции рождаются составы,

Прописку получают поезда.

Все трудятся как в слаженном оркестре

И машинист, и слесарь, и монтер.

Командует парадом как маэстро

Диспетчер - самый главный дирижер.

И день, и ночь во всю кипит работа.

И я люблю здесь каждый уголок.

И знаю точно: из-за поворота

Мне подмигнет зеленый огонек.

8. Актуализация знаний.

Воспитатель:

- Что общего между пассажирским и товарным поездом?

- В чем их отличие?

- Каково значение железной дороги для промышленности?

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ «Транспорт» (3 класс)Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ «Транспорт» (3 класс) СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Конспект группового логопедического занятия.

Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт»Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт» Цель занятия: 1. Продолжать знакомить детей с многообразием видов городского транспорта, его назначением и ролью в жизни города. 2. Учить.

Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Железнодорожный вокзал»Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Железнодорожный вокзал» Задачи О: вспомнить виды транспорта, занимающегося перевозкой пассажиров; актуализировать знания детей о вокзале; продолжать учить детей.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия по аппликации «Городской транспорт»Конспект занятия по аппликации «Городской транспорт» Программные задачи: Знакомить детей с видами городского транспорта:трамваем,троллейбусом,автобусом. Учить передавать в аппликации характерные.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Транспорт»Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Транспорт» Программное содержание: • Учить детей передавать характерные особенности формы автобуса и машины (закругление углов). • Закреплять умение.

Конспект занятия по лепке «Транспорт. Машинка»Конспект занятия по лепке «Транспорт. Машинка» Программные задачи: Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы,состоящие из нескольких частей. Закреплять умение лепить круглые.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Железнодорожный транспорт»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Железнодорожный транспорт» Программное содержание: формировать у детей представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на.

Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт»Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема «Транспорт» «Путешествие с Городовичком» Программные задачи: 1. Образовательные: - расширять представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Железнодорожный транспорт»
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 13:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД