Светлана Биричевская
Конспект занятия «Здоровые зубки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования "Город Архангельск"
"Детский сад комбинированного вида № 119 "Поморочка"
Фестиваль
педагогических идей "Открытый урок "
в Архангельске
Номинация: "Десятилетие детства"
Конспект занятия "Здоровые зубки – для нас не шутки!"
Возраст детей 6 – 7 лет
Биричевская С. В., воспитатель,
первая кв. категория
Архангельск, 2018
Актуальность
Публикация «Конспект занятия „Здоровые зубки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
В своём Указе "Десятилетие детства" В. В. Путин уделил большое внимание здоровью детей. Формирование здорового образа жизни воспитанников и их семей – важная задача образовательной организации. Данный конспект является небольшой частью работы по данному направлению.
Кариес зубов остается одним самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России (частые обращения стоматолога);
Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта.
Учить детей ухаживать за полотью рта на самых ранних этапах. Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы и десны в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем.
Цель: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов.
Задачи:
формировать умение заботиться о своем здоровье, познакомить со строением зубов;
закреплять правила и навыки ухода за зубами развивать внимание, память, воображение детей;
воспитывать сознательное, положительное отношение к вопросу об уходе за зубам
Работа над словарем: эмаль, челюсть, кариес, зубная нить, зубочистки.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы мотивации деятельности детей:
- беседа,
- слушание музыки.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:
- физкультминутка,
- пальчиковая гимнастика,
- дискуссия,
- рассмотрение макета.
3. Приемы организации практической деятельности детей:
- показ,
- напоминание,
- образец.
4. Приемы поддержания интереса у детей:
- моделирование зуба,
- игра.
5. Приемы оценки и самооценки:
- похвала
Виды детской деятельности: Игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Предполагаемые результаты: принимает активное участие в деятельности, знает строение и функции зубов, понимает, насколько важно иметь здоровые зубы, имеет представление о здоровом образе жизни, делает выводы, умозаключения, проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.
Приглашенные:
Студентка 4 курса АГМУ Никифорова Н. А. с макетом зубной челюсти и зуба.
План занятия :
I. Вводная часть (5-7 мин.)
- организационный момент;
- звучание музыки;
- мотивация деятельности детей.
II. Основная часть (20 мин.)
- рассматривание собственных улыбок в зеркало;
- обследование своей ротовой полости с помощью зеркала;
- рассматривание макета зубов;
- физкультминутка;
- дидактическая игра "Что полезно и что вредно для зубов";
- схема чистки зубов;
- моделирование зуба;
III. Заключительная часть
- закрепление материала;
- дидактическая игра: «На неправильный совет - говорите "Нет, нет, нет!".
Рефлексия. (Звучит спокойная музыка)
- сюрпризный момент;
- задорная музыка.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель:
-Ребята, какое слово мы произносим, когда видим знакомых людей? Когда ещё мы говорим это слово? Давайте поприветствуем сейчас друг друга.
- Какое слово спрятано в слове"здравствуйте" (здравие, здоровье).
- Сегодня мы продолжаем говорить о том, как сохранить свое
здоровье.
- Повторим основной девиз"Уроков здоровья" :
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!"
Звучит фрагмент песни "От улыбки".
- Какая песня прозвучала?
- В этой песне есть такие слова "От улыбки станет всем светлей". Как вы
понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)
- Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (добрая, радостная, нежная, с красивыми зубами). Улыбнитесь, какие вы красивые.
- Сегодня на занятии мы узнаем, что нужно делать, чтобы зубы не болели и всегда оставались красивыми.
II. Основная часть
Воспитатель:
- У вас на столах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.
- Посмотрели, аккуратно положите зеркало на место.
- Пощупайте язычком свои зубы и десны, что вы почувствовали? Какие они?
(гладкие, твердые, острые)
- Все ли зубы имеют одинаковую форму?
- Зачем человеку зубы?
1) Зубы откусывают и пережевывают пищу.
2) Зубы помогают правильно говорить.
- Попробуйте сказать свое имя, не касаясь языком передних зубов. Сделайте
вывод.
- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для ясного, четкого произношения слов, для нормальной речи. К 6-7 годам, т. е. в вашем возрасте, у детей молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы - естественный процесс, и не надо этого бояться.
Студентка стоматологического факультета АГМУ Никифорова Н. А. :
- Рассмотрим макет зубов.
- Зубы - это кости, которые сверху покрыты эмалью. Зубы во рту сидят на подставках, которые называются челюстями. Хоть зуб и выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. У всех зубов есть корни. Если за зубами неправильно ухаживать, то в зубах появляются дырочки - кариес. Кариес - это болезнь зубов. А больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.
Физкультминутка (проводит воспитатель)
Раз зубок, два зубок -
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку -
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать.
Дети под песенку “Улыбка” улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых детей уже выпали молочные зубы.
– Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут и вырастут постоянные, на всю жизнь.
Студентка Никифорова Н. А. :
– Дети, а могут ли зубы болеть? Как вы думаете, почему? (от сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженного, когда грызут орехи зубами, открывают зубами крышки, грызут сухари, не чистят зубы, не полощут)
– Как отличить больной зуб от здорового?
Предложить рассмотреть еще раз зубы, найти и определить у кого есть больные зубы?
– Почему зубы начинают болеть? Во рту много микробов – полезных и вредных, между ними идет постоянная борьба. Если вредных микробов больше, то они побеждают и начинают грызть здоровый зуб. Постепенно они разгрызают верхний белый слой, и на зубе появляется сначала темное пятно, потом дырочка. (Иллюстрация больного зуба) Если ее не лечить, то она разрастается и зуб начинает сильно болеть. Может начаться воспаление и зуб придется удалить.
- Посмотрите на эти картинки (веселый и грустный зуб)
- Почему зуб грустный?
- Как нам помочь больному зубику? Кто-то из вас знает средство?
(мама дает таблетку от зубной боли; вычистить зубочисткой пищу из зуба,
прополоскать, идти к зубному врачу). Зубной врач - это стоматолог.
Воспитатель:
- Игра "Что полезно и что вредно для зубов".
Давайте разделимся на 2 команды. Одна команда выберет полезные для зубов продукты, а другая команда - вредные.
( Предложены следующие продукты: рыба, шоколад, зефир, кефир, чипсы, морковь, репка, огурец, лук, кока-кола, пепси – кола, чеснок, яблоки).
- Молодцы, справились с заданием.
- Какие предметы гигиены нужны человеку, чтобы ухаживать за зубами (зубная паста, щетка, зубочистки).
- Посмотрите, как правильно чистить зубы (рассматривают схему в тетради).
- Запомните правила чистки зубов:
1) Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние - снизу вверх.
2) Надо чистить все зубы - и передние, и боковые, чистить со всех сторон -снаружи и изнутри.
3) Надо также водить щеткой вправо и влево, чистим жевательную поверхность зуба.
Пальчиковая гимнастика "Дружба"
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на левой руке)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на правой руке.)
Мы закончили считать.
Воспитатель предлагает детям смоделировать зуб.
Моделирование зуба
Дети вместе с воспитателем и со стоматологом лепят модель жевательного зуба по образцу, обращая особое внимание на неровности его поверхности, в которых может скапливаться пища во время еды.
Последовательность лепки:
- отрезаем и отламываем небольшой кусочек пластилина, из него формируем
шарик;
- сдавливаем шарик по бокам, превращаем его в кубик;
- пластмассовым ножиком наносим насечки на верхнюю часть кубика;
- из нижней части пластилинового кубика формируем корни зуба;
- салфеткой вытерли руки;
После выполнения задания еще раз обратить внимание детей на сложное устройство зуба.
III. Заключительная часть
Сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили материал:
- Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
- На неправильный совет
Говорите "Нет, нет, нет!"
Говорила маме Люба:
"Я не буду чистить зубы".
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Нет!
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Рефлексия.
- Сколько раз в день необходимо чистить зубы?
- Какая пища для зубов полезна?
- Ребята, а какая традиция существует в вашей семье, когда выпадает молочный зубик? Посмотрите, Зубная фея принесла вам мешочки, что на них изображено? (зуб) Вот когда у вас выпадет очередной зуб, можно положить в этот мешочек.
Звучит музыка
Дети расходятся.
Материалы и оборудование: Зубная паста для взрослых и детей, зубные щетки для детей и взрослых, картинки зубов (здоровый и больной, продукты: яблоко, лук, чеснок, морковь, молочные продукты, чипсы, шоколад, буквы для названия "Здоровые зубки для нас не шутки", пластилин, салфетки, подставка под зубы, мешочки – подарок Зубной феи.
Методическая литература:
1. Программа "Здоровый малыш" ННИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков". Азбука здоровья. - М. : 2006
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, : 2008
3. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., "Безопасность" – М. : 2011
4. Голицына Н. С., Шумова И. М. "Воспитание основ здорового образа жизни у малышей". – Спб. : 2010
5. Иванова А. И. "Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду". – М. : 2012
6. Меньшикова Л. А., Попова Н. Л. "Здоровейка в гостях у дошколят". – М. : 2011
7. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М. : 2011