Ирина Кочеткова
Конспект занятия «Зачем воздух человеку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обеспечить представление детей о воздухе.
Задачи: способствовать знакомству детей с некоторыми свойствами воздуха;
вызвать интерес к исследовательской деятельности;
способствовать расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных.
Материалы и оборудование: ёмкость с водой, прозрачный стакан, стаканчики с водой для детей, трубочки для коктейлей, веера из бумаги.
Публикация «Конспект занятия „Зачем воздух человеку?“» размещена в разделах
Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение стихотворений, рассказов о природе, опытническая деятельность, дыхательные гимнастики.
Ход занятия
I.Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем! (воздух)
II. Основная часть занятия.
1. Эксперимент
- Правильно, это воздух. Нужен ли нам воздух?
- Проведё м маленький эксперимент: Закройте рот и зажмите нос рукой.
- Что вы чувствуете? Почему?
- Вы почувствовали, что без воздуха не можете дышать! Всё живое на Земле должно дышать воздухом.
- Хотите увидеть и почувствовать воздух?
2. Опыт 1 «Обнаружение воздуха»
- Возьмём в руки пустой стакан. Что в нём? (ничего нет)
- Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (нет)
- Почему вода не попала в стакан?
- Можно сделать вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
III. Физминутка “Четыре стихии”.
Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.
Земля - опускают руки вниз.
Вода - вытягивают руки вперёд.
Огонь - прячут руки за спину.
Воздух - поднимают руки вверх.
(Повторить игру 3-4 раза).
Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.
IV. Продолжение работы над темой занятия.
3. Опыт 2 «Как увидеть воздух»
- Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
(Пузырьки).
- Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.
Вывод: воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх.
4. Опыт 3 «Как почувствовать воздух»
- А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок).
- Ветер - это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
5. Дыхательное упражнение «Роза и одуванчик»
-Давайте понюхаем прекрасную розу (дети делают глубокий вдох).
- А теперь подуем на белый одуванчик и постараемся сдуть все семена (дети делают глубокий выдох).
6. Речевая игра "Какой воздух?" (с мячом)
- Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы, поймав его, скажете: каким может быть воздух? (Чистым, прозрачным, холодным, тёплым, влажным, морозным и т. д.)
V. Итог занятия (рефлексия).
- Скажите, зачем человеку и всем живым существам нужен воздух?
- Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.
- Какой воздух нам нужен? (Чистый, свежий)
- Где можно встретить чистый воздух? (В лесу, в парке, в горах, на море).
- А что значит чистый воздух? (Это когда легко и свободно дышится).
- Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям? (Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.)
- Предлагаю вам дома с родителями нарисовать плакат на тему: «Нам нужен чистый воздух!» и оформить выставку плакатов.
Литература.
1. Давайте чистым воздухом дышать. Эколог. воспитание // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 7. - С. 38-45.
2. Простые опыты с воздухом. М. Султанова, Хатбер - пресс, 2014
3. Секреты природы - это так интересно! Ковинько Л. В., Москва: Линка-Пресс, 2004