надежда пермякова
Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ шестой группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира: помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
Задачи:
- Дать знания о функциях носа, о значении носа для здоровья, его строении и форме. Закреплять правила ухода за органами чувств.
- Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения, осязания», расширять кругозор.
- Развивать интерес к своему здоровью.
Публикация «Конспект занятия по валеологии „Зачем нужен нос“ для детей с ОВЗ шестой группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Предварительная работа: беседа «Наши помощники органы чувств»
Оборудование: книга "Познание мира", презентация «Уход за органами чувств», памятки, фломастеры, духи, чеснок, лимон, пирожок.
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека. Давайте выясним, как вы понимаете предложение: «Человек- часть природы».
Дети отвечают.
Воспитатель. Верно, ребята, человек-живое существо, которое тесно взаимосвязано с природой и не может жить без нее. А скажите мне нужно ли человеку знать свой организм?
Дети отвечают.
Воспитатель. Для чего нужно знать свой организм?
Дети. Чтобы беречь свое здоровье.
Воспитатель. Правильно! Если мы будем хорошо знать свой организм, мы сможем вовремя защитить его от болезней. Поднимите руку, у кого из вас бывает аллергия и почему?
Дети отвечают.
Воспитатель. Вот вам яркий пример того, что знать свой организм мы просто-напросто должны. Продолжаем наш «Мозговой штурм»: Я фразу начинаю, вы заканчиваете:
Глаза- орган …. зрения
Уши- орган …. слуха
Нос- орган …. обоняния
Кожа -орган …. осязания
Язык -орган …. вкуса
Загадки:
1. Два брата на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят. (Уши)
2. На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3. Если б не было его,
Не сказал бы ничего (Язык).
4. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Воспитатель. О чём мы отгадывали загадки?
Дети. Об органах чувств.
Распространяется запах …духи.
Воспитатель. Что почувствовали?
Дети. Запах.
Воспитатель. А какой орган нам помог его почувствовать!
Дети. Нос.
Воспитатель. Верно, нос - это орган обоняния, а обоняние - это способность человека воспринимать запахи.
Воспитатель. Давайте немного поиграем.
Игра «Определи по запаху»: Ребёнку завязываю глаза, нужно определить предмет по запаху (чеснок, лимон, пирожок). Какой орган помогает определять по запаху? (Дети отвечают).
Воспитатель. Объясните смысл выражений: зарубить на носу, задирать нос, водить за нос.
Дети объясняют.
Воспитатель. А вот одна моя знакомая девочка частенько жалуется на свой нос: «И зачем нам нужен этот нос? Одни неприятности с ним, то с горки упадешь и разобьешь его. То он чихает. Даже платок для него придумали специальный – носовой. А дышать и ртом можно». Права ли она?
Дети рассуждают.
Воспитатель. Да вы правы. Нос важен, как и другие органы. Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы сохранить свой нос?
Дети. Беречься от простуды, не курить.
Физминутка
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься. (Наклоны вправо – влево)
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело. (Поглаживание)
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать. (Лёгкий массаж носа)
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком. (Растирание лба)
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело. (Массирование ушей)
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!
Воспитатель. Молодцы! А сейчас послушайте мой рассказ. (Презентация) Любите ли вы свой нос или нет, нужно отдать должное его разнообразным и удивительным способностям. Кроме чисто внешнего вида, нос выполняет жизненно важные функции, такие как дыхание, предотвращение инфекций, обоняние и даже влияет на резонанс нашего голоса. Для выполнения всех этих функций в носу есть целый ряд нужных частей и процессов, ведь даже простой акт чихания включает работу многих мышц нашего тела. Вот другие удивительные факты, которые вы, возможно, не знали о нашем носе:
- Исследование израильских ученых выявило 14 форм человеческих носов. Это основные типы носов, включая "греческий нос" (прямой) и "ястребиный нос" (острый крючковидный). Самый распространенный тип носа - "мясистый нос".
- Нос – самая выступающая часть нашего лица и потому его сразу замечаешь. Также форма носа издавна считалась показателем черт характера. Так, например, у греков и римлян, волевой, удлиненный нос говорил о силе и власти.
- Общая форма носа формируется к 10 годам, но нос продолжает медленно расти до 15-17 лет у женщин и до 17-19 лет у мужчин.
- Благодаря носу воздух фильтруется. Насморк, который возникает при простуде, это результат того, что ваш нос пытается уничтожить микробы с помощью слизи.
- В носовой полости за 5 минут погибает 90 % всех микробов.
Воспитатель. Ранее мы с вами говорили об уходе за носом, вспомните, что нужно помнить, чтобы сохранить свой нос?
Дети. Нельзя резко вдыхать пахучие и едкие вещества. Надо проветривать помещение. Необходимо ежедневно делать влажную уборку, потому что пыль очень вредна для носа. Курение разрушает чувствительные клетки.
Воспитатель. Профилактика болезней носа.
Нос является как бы охранником нашего здоровья. Он не допускает проникновения в организм пыли, частицы которой носятся в воздухе.
Полоскание носа. Оно приносит большое облегчение не только во время простуды и насморка. Как следует очистить нос вообще очень полезно.
Как систематическим полосканием мы дезинфицируем горло, так и полосканием носа мы помогаем слизистой в ее борьбе с микробами. Полоскать его надо раствором столовой соли или разбавленным лимонным соком. Это поможет бороться с простудами, особенно в холодное время года.
Полоскание носа — дело очень простое: надо опустить нос в воду и одним духом втянуть в себя жидкость, некоторое время задержать дыхание, потом с силой выдохнуть через нос. Первое время эта процедура покажется вам не очень приятной, но уверяю вас, скоро ваш организм привыкнет к ней, и это не будет доставлять вам неприятностей. Вся эта процедура занимает всего несколько секунд, а пользу принесет большую.
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть. Д/Игра «Кому какой нос»
Посмотрите на картинки и скажите у каких предметов есть нос? И для чего нужен?
Нос у самолета, нос у чайника (носик,
нос у птицы (клюв, нос у слона (хобот, нос у свиньи (пятачок,
нос у человека, нос у парохода, нос у белки, нос верблюда.
Воспитатель. Чем пахнет человек изображенный на картинке?
Повар, врач, пожарный, рыбак, парикмахер, плотник.
Воспитатель. Что мы узнали из этой игры?
Дети. Что носы бывают не только у человека, но и у разных предметов
Воспитатель. Верно. А скажите мне, ребята, про кого так говорят?
-Нос повесил (про грустного человека)
-Совать в нос не в свое дело (про любопытных)
-Держи выше нос (про грустных)
-Нос не дорос (про малышей)
-Утереть нос (проучить кого-то)
Воспитатель. Вы неплохо сегодня поработали, а сейчас мне хотелось бы услышать, что нового вы узнали?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель. Хорошо, вижу, что занятие пошло вам на пользу, но чтобы вы никогда не забывали о том, как нос необходимо беречь, я дарю вам памятки. Не забудьте поместить их в книжечки здоровья.
Памятка в книжечки здоровья.
- Нельзя засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки).
- В сухую и морозную погоду лучше дышать носом, а не ртом.
- При чихании прикрывайся платком.
- Одевайся по погоде.
- Держи ноги в тепле и в сухости.
- Не сморкайся сильно и не втягивай в себя воздух, иначе заболят уши.
- Пользуйся носовым платком.
- Занимайся спортом.