Светлана Абрамова
Конспект занятия «Юные спасатели в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Юные спасатели в лесу
ЦЕЛЬ.
Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое).
ЗАДАЧИ.
Познавательное развитие – способствовать укреплению знаний детей о лесе и его обитателях; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому.
Публикация «Конспект занятия „Юные спасатели в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Речевое развитие – развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление.
Методы и приёмы.
• Методы наглядного обучения– компьютерная презентация слайдов «Пожар в лесу», использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых и т. д.
• Словесный – беседа, обсуждение, отгадки на загадки, художественное слово.
• Игровой – игра «Вызовем пожарников», игровое задание «Лабиринт», дидактическая игра «Если бы я был волшебником», игра «Можно-нельзя».
Оборудование.
Игрушечная белка, мобильный телефон, ноутбук, карта-лабиринт, картинки с изображением жителей леса (животные, деревья, растения, насекомые, птицы и т. д., мелодия песни «Милый лес», деревянные макеты деревьев, выставка детских рисунков.
Предварительная работа.
Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.
Ход занятия.
Приветствие гостей в зале.
I. Оргмомент.
Мы речь сегодня поведём о том,
Что вся земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём.
- Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес.
(Просмотр слайдов лес)
- И сегодня из леса к нам пришла гостья – белочка - умелочка. Но она очень грустная. Послушайте историю, которую рассказало мне это милое животное.
- В лесу под зелёною сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нём белочка,
Белочка – умелочка.
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки,
Но вдруг произошёл пожар в лесу…
II. Просмотр презентации «Пожар в лесу».
Во время просмотра педагог читает стихотворение:
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Ребята, что же нам делать, ведь в лесу пожар?
- Правильно, нужно позвонить в пожарную часть. Какой номер мы должны набрать? (01).
- Что надо сказать по телефону? (Назвать своё имя и фамилию, адрес, рассказать, что случилось).
III. Игра «Вызовем пожарных».
(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок).
- Ну вот, пожарные уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!
- Ребята, как вы думаете, какими должны быть пожарные? (Смелыми, выносливыми, бесстрашными, должны заниматься спортом, учиться, знать много приёмов по спасению людей).
- Да, пожарные должны быть именно такими. Но ещё они должны хорошо ориентироваться на местности. Сейчас мы с вами будем тренироваться.
- Представьте, что вы пожарные и вам нужно найти путь к «белочкиному» лесу, проложить маршрут на машине. А для этого важно знать, какой бывает лес.
( показ слайдов : Лес- березовый, осиновый, сосновый бор, ельник, дубрава)
- Отгадайте загадки:
1. Любит подберёзовик
Лес какой? (Берёзовый)
2. Любит подосиновик
Лес какой? (Осиновый)
3. Сосны вышли на бугор
Лес такой – сосновый (Бор)
4. Ели словно на подбор,
С красной шапкой мухомор
Спрятался бездельник
В вечнозелёный (Ельник)
5. Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (Дубрава)
- Ребята, а ещё какой бывает лес? (смешанный).
- Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).
IV. Игра «Лабиринт».
- А теперь путь к «белочкиному» лесу покажет… (на большой карте путь показывает один ребёнок, остальные дети наблюдают и контролируют).
- Молодцы! С заданием справились!
Игровой момент – звонок из пожарной части (воспитатель разговаривает по телефону).
- Я хочу сообщить вам радостную весть – «белочкин» лес спасён! Теперь и мы можем отправиться в лес и отнести белочку в дом.
Физкультминутка «Станем мы деревьями!»
.
Станем мы деревьями
Сильными большими
Ноги - это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
Наше тело прочный ствол.
Он чуть- чуть качается
И своей верхушкой
В небо упирается.
Наши руки-ветви-
Крону образуют.
Вместе им не страшно, если ветры дуют.
Педагог с детьми оставляют белочку в лесу, а сами возвращаются в детский сад.
- Я очень рада, что пожарные спасли «белочкин» лес, но одна поляна сгорела.
Посмотрите, как она выглядит (показ фотосдайда «Лес после пожара»).
- Как вы думаете, от чего мог произойти пожар? (От того, что разожгли костёр и не потушили, от молнии).
- Почему после пожара лес умирает?
Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Повреждённые деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами, погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.
- Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.
V. Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).
1. Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
2. Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
3. Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
9. Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
10. Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.
(показ слайда лес на рисунке)
- Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.
Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе).
- Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети
С. Михалков «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.
VI. Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).
• Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.
• Сажать больше деревьев – можно.
• Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
• Ходить только по тропинкам – можно.
• Рвать большие букеты цветов – нельзя.
• Любоваться ими – можно.
• Оставлять мусор в лесу – нельзя.
• Разжигать костры в лесу – нельзя.
• Беречь лес от пожара – можно.
• В лесу шуметь – нельзя.
• Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
• Быть другом животных – можно.
- Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе.
- Ребята, сегодня вы были настоящими спасателями. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом!
Исполняется песня «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной).