Марина Губирова
Конспект занятия «Эта удивительная глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Образовательные: познакомить детей со свойствами глины, сравнить глину с песком; назначение глины в жизни человека (изготовление игрушек, посуды и т. д.);
Развивающие: развивать психические процессы: речь, мышление, воображение, память; умения отвечать на вопросы, рассуждать; фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательные: Воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Эта удивительная глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Словарная работа: рыхлый, сыпучий, вязкая, пластичная, сухой, мокрый, рассыпчатый, крупинки, гибкая, маслянистая.
Материал: ИКТ-5мин, чашка с глиной, чашка с песком, чашка с почвой, 2 палочки, чашка с водой, 2 воронки, 2 стакана, лупа; изделия и игрушки из глины для выставки.
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, лепка и роспись игрушек из глины, работа с глиной в плоскостных техниках.
Индивидуальная работа: Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы. (Мирана,Аиша)
Ход НОД.
1. Гимнастика для глаз№2
Наступил новый день.
Мы пришли в наш любимый детский сад.
Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.
Все, мне руки покажите и ладони разотрите.
Руки друг другу протяните. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы, мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).
А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)
- Ребята, а хотите узнать о ком мы будем говорить? Тогда отгадайте мою загадку и вы узнаете о чем мы будем сегодня говорить.
1. Организационный момент.
Всех детей приглашают на удивительную выставку, сказочный город.
– Ребята, а вы хотите пойти на выставку (да, хотим).
— Мы пришли на выставку разных и очень интересных изделий.
(Показывает стол с расставленными на нем вазами, кувшином, крынками для молока, кружками, блюдом.)
—Что мы здесь видим? (Дети перечисляют.)
—Какие вазы? (Большие и маленькие, высокие и низкие, овальной и круглой формы.)
—Сколько здесь ваз? (считают.)
—А кувшинов? (Один.)
—Чем он отличается от ваз? (По внешнему виду.)
—Для чего служит кувшин? (То же с кружками и блюдом.)
—А теперь перейдем к следующей экспозиции. Здесь представлены игрушки. Посмотрите, какие они все разные, интересные, необычные. Вам нравятся эти игрушки?
— Интересно, из чего же все это сделано? Не знаете? Может, из стекла? Почему? А из чего же она сделана угадайте?
2. Загадка: Я мягкая пластичная не имею запаха,
но не пластилин. (Из глины.)
Так из чего же сделаны игрушки? (из глины)
Совершенно верно. И сделаны из разной глины. Посмотрите, какого цвета эта игрушка? А эта? «показываю. Дети отвечают: белая,светло коричневая, темно коричневая».
Изделия из глины могут высохнуть и рассыпаться, если не обжечь в специальной муфельной печи. И тогда они становятся твердыми. Вот попробуйте.
Какие они? «твердые, инд-е и хоровые ответы»
В какой печи обжегают глину? (В муфельной, хор и Инд ответы)
А еще изделия из глины можно красить, и тогда они становятся гладкими и блестящими. Вот посмотрите на этот кувшинчик его не покрасили. Он какой? (не гладкий). А этот покрасили. Какой он (ГЛАДКИЙ, БЛЕСТЯЩИЙ.).
Посмотрите, что же это за странный экспонат и для чего он тут лежит? (кирпич)
Действительно кирпич. Оказывается, ребята, в его основу входит глина. А для чего нужны кирпичи? (Строят дома)
Правильно. Строители строят дома. Мы с вами не раз ходили на экскурсию по нашему городу увидели ли разные дома.
Они построены из кирпича.
3. А что такое глина? Не знаете? А хотите узнать? (Хотим) Тогда я приглашаю вас в — лабораторию. Здесь мы попробуем узнать, что же такое глина, какая она. Дети подходят к столам, где расположены в баночках песок, глина, почва, стакан с водой, палочки, воронки. Воспитатель указывает на почву: Что это (Земля, почва.)
—Для чего нужна почва? (Для роста растений, из почвы растения берут питательные вещества и воду.)
—Какая она? (Черная, темная, рыхлая, пушистая.)
А это что? (Песок.)
—Какой он?
— (Желтый, рассыпчатый, рыхлый, состоит из крупинок.)
—Рассмотрите песок через лупу.
Дети наблюдают и описывают крупинки (они круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга).
—А теперь поиграем. Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул — и крупинки разлетаются в разные стороны. (Музык)
4. Вывод: Почему крупинки разлетаются в разные стороны? Крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Из такого песка можно лепить? (Нет.)
—А из какого можно? (Из сырого.)
Далее воспитатель предлагает взять «пирожок», заранее слепленный из песка и высохший.
—Попробуем его взять. Он рассыпается.
Можно делать из песка настоящую посуду?
(Нет, она вся рассыплется.)
А это что такое? (Глина.)
Какая она? ( Дети пробуют на ощупь: мягкая, маслянистая, пластичная,гибкая, похожа на пластилин, не имеет запаха.)
—А глина живая? (Нет.)
–Почему вы так думаете? (Не дышит, не растет, не ест)
Она тоже состоит из крупинок. (Рассматривают глину через лупу. Крупинок не видно.)
—Они очень маленькие, их даже не видно через лупу. Крупинки прижались друг к другу крепко-крепко, и поэтому мы их не видим. Нам кажется, что это единый кусок. Предлагаю поиграть: я сейчас превращу вас в маленьких- маленьких крупинок глины. Они очень малы и боятся затеряться, поэтому взялись крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать.
Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетелись, как песчинки. (Музыка)
Пробуем взять колбаску, заранее слепленную из глины. Она крепкая, не разломилась, не рассыпалась, (Предлагает детям посадить «деревце»(палочку) в песок и глину.)
—Куда легче посадить «деревце»?
—Почему? (В песке крупинки не держатся друг за друга, палочка вводит легко, но не удерживается, наклоняется или падает.)
–А как вы думаете, пропускает глина воду или нет? Воспитатель наливает в две воронки воду (в одной воронке — песок, в другой — глина). Дети наблюдают. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.
—Значит, глина не пропускает воду. Вот это свойство глины и использует человек.
—А как он использует глину? (Из глины человек делает разную посуду.)
Вот, оказывается, какая интересная, необычная глина! Мне захотелось стать глиняных дел мастером и научиться что-нибудь лепить из глины. Вы хотите стать мастерами? (Дети, как правило, тоже хотят превратиться в мастеров.) Отправимся в мастерскую. А вот и заказ пришел на изготовление глиняной посуды.
Воспитатель зачитывает «заказ», показывает, какие чашки и блюдца надо слепить, как надо это сделать.
Дети приступают к выполнению работы. Звучит спокойная музыка.
5. Итог занятия.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось, (рассматривают).
Я думаю, что мы с вами справились с заданием для сказочных жителей и узнали много нового и интересного о глине.
Что мы узнали? Какой бывает глина?
Молодцы вы все запомнили. На этом наше занятие закончено.