Ирина Баранова
Конспект прогулки в подготовительной группе «Удивительная прогулка на луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и закреплять представления детей о живой и неживой природе;
- расширять конкретные знания о растениях, насекомых, птицах, систематизировать знания о среде их обитания
- познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями.
-дать детям знания о простейших способах использования лекарственных растений для укрепления организма.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект прогулки в подготовительной группе „Удивительная прогулка на луг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
- беседы с детьми о правилах безопасностях;
- рисование знаков поведения в лесу и на лугу;
- чтение художественной литературы.
Ход. Вводная беседа.
Воспитатель:
Вот и пришло к нам румяное лето
И зовет на зеленый простор.
Сколько солнца кругом, сколько света,
А цветы, будто пестрый ковер.
Незабудку, гвоздику, ромашку,
Колокольчики, мак, василек
Мы вплетем в разноцветный венок.
Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку по летнему лугу.
-Дети, что такое луг?
Ребенок: Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Ребенок: Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
(В. Степанов.)
Воспитатель: Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.
Прогулка. Беседа.
- Вот мы и пришли на луг. Как здесь красиво: цветут цветы, летают бабочки, поют птицы. Ребята, в давние времена не было аптек и больниц, за лекарствами люди ходили в лес и на луг. Потому что многие травы являются лечебными. отварами некоторых трав мы пользуемся до сих пор.
Воспитатель:
Мы пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица.
-Какие цветы называют луговыми? (те цветы, которые растут на лугу, называются – луговые цветы).
Воспитатель: Какие растения растут на лугу?
Послушайте стихотворение о цветах, которые растут в этой волшебной стране.
Ребенок: На лугу растет ромашка
Лютик едкий, клевер – кашка
Воспитатель: Что еще?
Ребенок: Гвоздика, смолка
Колокольчик, хвощ как елка
Воспитатель: А еще?
Ребенок: Кошачьи лапки
Одуванчиковые шапки
Подорожник, васильки
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок!
(Г. Лагздынь)
Воспитатель: Да, ребята на лугу можно увидеть много разных трав и цветов.
А какую пользу приносят травы луга? Как их использует человек? (применяются в
народной медицине, в косметологии).
Воспитатель.
Насекомым и птицам луг даёт пищу и укрытия. Домашним животным луг даёт разнообразную пищу. Человеку луг даёт молоко и молокопродукты, мясо, шерсть, кожу, лекарство, продукты. На лугу можно собирать ягоды, щавель. Пчёлы несут с луга отличный мёд. Человек заготавливает на лугу сено для животных. Луг является местом отличного отдыха у рек и озер.
А как человек может навредить лугу? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых,
сжигать траву, пасти животных бездумно).
Физкультминутка.
Дети по лугу гуляли, (Дети ходят по лугу)
За природой наблюдали. (Рука ко лбу, смотрим вдаль)
Вверх на солнце посмотрели (Смотрим вверх)
И их всех лучи согрели. (Обняли себя)
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. (Присели на корточки)
А потом мы дружно встали и до солнышка достали.
Отгадывание стихов:
Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас,
я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Загадки детям:
1. Золотая серединка и лучи идут кругом
Это может быть картинка: солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы … (ромашки)
2. Ранним утром распускает
Лепестки свои цветок, а как вечер наступает,
Гасит красный огонек,
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный веерок?
Это яркая (гвоздика)
Новый празднует денек.
3. На солнечной опушке в траве сидит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка:
Все зовут цветок (фиалка)
4. В траве густой зеленой он выглядит нарядно,
Но, с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно
Головка голубая и длинный стебелек,
Но кто ж его не знает, ведь это (василек)
5. подрастет – нарядится
В беленькое платьице
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное,
А пока стоит одетый
В желтый сарафанчик,
А зовут его, ребята,
Просто (одуванчик)
Проводиться подвижная игра «На лугу поутру»
Мы затеяли игру (Дети сидят)
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок
(Взялись за руки построились в круг)
Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире
(Ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)
Станет озеро большим (Делаем большой круг)
Как прекрасны все цветы!А со мной согласны вы?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, матушка земля! (Дети кланяются)
Воспитатель:
Мы с вами знаем, что на лугу много разных насекомых. Посмотрите,какие красивые бабочки летают,стрекозы и кузнечики, но помните, что в траве могут притаиться и опасные клещи. поэтому после прогулки надо обязательно осмотреть и себя и товарищей.
Воспитатель. Полетайте по лугу, как насекомые. Позудите, как комары, пожужжите, как пчелы и шмели, погудите, как жуки.
Шмель жужжит,
(Дети прижимают руки к туловищу, быстро машут ладонями.)
Пищит комар,
(Выставляют указательный палец, остальные сжимают в кулак.)
Бабочки летают.
(Плавно машут руками.)
Целый день
Душистый мед,
(Изображают слизывание меда.)
Пчелы запасают.
(Указательный палец правой руки засовывают в кулак левой.)
Теплая в реке вода,
(Делают волнообразные движения руками.)
А теперь превратимся в прекрасных бабочек и попорхаем над цветами.
Дети изображают полет бабочек.
Из вас получились настоящие бабочки! Только прошу вас, смотрите под ноги. Не наступите на ящерку. Она нас испугалась и убежала.
Ящерку я ловил,
Страх меня остановил.
А чего же тут бояться?
Хвостик может оторваться.
Г. Виеру
Одни из вас будут детьми, а другие — ящерками. Ящерки будут убегать, а дети — догонять. Побеждает ящерка, до которой ребенок не дотронулся.
Наблюдение :
Наблюдение за клевером.
- Ребята отгадайте загадку:
Красные комочки,
Как кошачьи лапки
Шарики — цветочки,
Запах поле сладкий. (клевер)
Правильно, это клевер.
Клевер
У дороги клевер
Распушил свой веер,
С ветерком играют
Песню напевают.
-бабочки и осы,
-пчёлки и стрекозы.
Вместе собирайтесь,
И ко мне слетайтесь,
У меня, у молодца,
Очень вкусная пыльца.
- ЭTO растение очень любят насекомые, (пчелы, бабочки, стрекозы)
У клевера есть еще такие народные название: медовая трава, бабочкин хлеб.
А ещё его любят животные. Среди прочих трав считают его самым вкусным. Клевер – кормовое растение.
Чтоб было у коровы.
Молоко рекой,
Нужен ей для корма
Клевер луговой.
Клевер полечен в народной медицине. В виде отвара и чая помогает лечить простуду и другие болезни
Наблюдение за мать - и – мачехой.
Загадка:
Он и мачеха, и мать
Как цветочек этот звать? (мать – и-мачеха.)
- Почему же это растение получило такое название?
Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Бели погладить её рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. (Дети трогают лист рукой)
Ещё у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а
закрываются перед ненастьем и на ночь.
Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое растение. Это лекарственное растение. Настой листьев этого растение применяют при простуде, пьют от кашля, как отхаркивающее средство.
Растение нельзя вырывать с корнем, так как такие заготовки, ведут к полному уничтожению растений.
Наблюдение за подорожником.
«Подорожник»
Что за листик-подорожник?
Странная трава?
Что лечится ею можно-
Знает детвора!
Если вдруг неосторожно - Пальчик ты поранил,
Каждый знает-
Лист и к можно
Положить на рану.
Не успеешь даже охнуть
Быстро пальчик заживёт.
Ну и, кстати, подорожник
Очень много где растёт.
На полянке, в огороде, У дороги там и тут - Потому - то его люди Подорожником зовут.
Подорожник - многолетнее травянистое растение встречается почти по всей территории нашей страны, растёт около дорог 9поэтому и зовут его «подорожник», на полях, по лесным опушкам.
Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея - сомните листик подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит опухоли. Так - же его прикладывают к ране, он остановит кровь.
Сюжетно-ролевая игра.
«Окажем помощь Маше»
. Дети лечат куклу Машу, которая поранила руку. (прикладывают подорожник, делают перевязку)
Самостоятельная деятельность: плетение венков из трав.
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Рвали там цветочки
И плели веночки.
Вот ромашка — белый цвет,
Соберем скорей в букет.
К ней добавим василек,
Синий к белому цветок.
Колокольчик голубой
Тоже мы возьмем с собой.
И гвоздичку-неъешчку,
И душистый зверобой.
Даже розовую кашку
Вставим рядышком с ромашкой.
А медовый подмаренник
Манит запахом отменным.
Мы вплетем в один венок
Каждый луговой цветок,
Чтобы долго любоваться
Каждый тем веночком мог.
Красивый получился венок! Наденьте каждый по такому веночку. Вы сами стали как цветы!
Подведение итогов.
Наше путешествие закончилось. Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? Куда бы вы хотели отправиться еще?