Старовойтова Наталья
Конспект занятия «Электричество вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Электричество вокруг нас».
Программное содержание:
1. Обобщить знания детей об электричестве и электрическом токе;
2. Уточнить представление о значении электричества для человека;
Публикация «Конспект занятия „Электричество вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
3. Продолжать формировать основы безопасного обращения с электричеством;
4. Подвести к пониманию необходимости экономного отношения к электроэнергии;
5. Активизация словаря.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и беседа по теме: «Техника в вашем доме», чтение детской энциклопедии на тему «Безопасность в природе и в быту», загадывание загадок об электроприборах.
Материалы и оборудование:
«Электроприборы», воздушные шары, пластмассовые расчески, шерстяная ткань, кусочки бумаги, иллюстрации с изображением грозы, электрического ската, игрушка Электроник (Фиксик, энергосберегающая лампочка.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
Он бежит по проводам,
Несет свет в квартиры к нам
(Электрический ток, электричество).
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим об электричестве. Скажите, ребята, как вы думаете, электричество – это хорошо или плохо? Ответы детей.
Игра «Хорошо-плохо» (по ТРИЗ)
Электричество хорошо тем, что… (освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т. д.). Но электричество
плохо тем, что… (смертельно опасно при неправильном обращении).
Выставляются «Электроприборы» (электрический чайник, магнитофон, ноутбук, утюг, пылесос, лампочка).
Воспитатель: Назовите правила обращения с электроприборами (не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых). Ребята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли.
Игра «Что было бы, если бы не было…» (по ТРИЗ) :
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет электроприбор. Тот, кто поймал мяч, называет предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества :
Пылесос – веник холодильник – погреб, магнитофон – музыкальные инструменты, лампочка - свечка, стиральная машина – стиральная доска, электрический утюг – угольный утюг, телевизор – книга с картинками, компьютер – пишущая машинка, электродрель – молоток, фен – солнце.
Появляется Электроник и приносит воздушные шары и расчески на каждого ребенка. Ребята, у меня для вас волшебные шары и расчески, они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты.
Опыт№1 (с шарами).
Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене. Что происходит с шарами? (они прилепляются к стене). Как это объяснить? ( ответы детей: волшебные, стали магнитные). Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится» за стену. А теперь потрем шары о шерстяную ткань и прислоним их друг к другу. Что происходит? (шары отталкиваются). Почему? (одинаковые заряды отталкиваются).
Вывод: при трении о шерсть шары электризуются.
Опыт№2 (с расческой и кусочками бумаги).
Быстро проведем расческой по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове. Что мы наблюдаем? (волосы встают дыбом) Почему? (расческа наэлектризовалась и притягивает волосы) Расчешем еще раз волосы и поднесем расческу к нарезанным кусочкам бумаги, не прикасаясь к ним. Что происходит с бумагой? (бумага прилипает к расческе). Почему? (наэлектризованная расческа притягивает бумагу.
Вывод: От трения о волосы на расческе образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу
Опыт№3 (с пластмассовой расческой и металлической дверной ручкой).
Потрем расческу кусочком шерсти 30 секунд. Это зарядит расческу статическим электричеством. Поднесем расческу очень-очень близко к дверной металлической ручке, не дотрагиваясь до нее. Что происходит? (слышим потрескивание и можем увидеть маленькую искру, если темно в комнате). Как это объяснить? (электричество перепрыгивает от заряженного предмета (расчески) на нейтральный объект (дверная ручка).
Вывод: при трении о шерсть расческа заряжается статическим электричеством, которое переходит на дверную ручку в виде искры.
Электроник : Вам понравилось проводить опыты? ( ответы детей: да, интересно). С каким электричеством мы познакомились? (со статическим электричеством). А теперь поиграем.
Физкультминутка: «Электроники».
Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).
Электроник : Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:
Стучит без рук, горит без огня, это гром и (молния).
Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.
Молния – это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках, и в природе.
Электроник : а могут ли животные производить электричество? (да, некоторые могут).
Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската. Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.
Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производит на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс, чтобы электричества хватило всем людям его надо экономить. Это называется энергосбережение
Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? ( ответы детей: да, но не всегда)
Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.
Упражнение «Так должно быть или нет?»
1. Я пришел к подруге Ире,
У нее во всей квартире
Свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).
2. Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке,
Чтоб не скучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет
( Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте) Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).
3. Солнце утром ярко светит,
Всем ребятам шлет привет.
А Артем в своей квартире
Все равно включает свет.
Дайте правильный ответ:
Так должно быть или нет?
( Ответы детей: нет, не надо включать электричество,
когда светит солнце).
Электроник : Ребята, свет вы зря не жгите, его вы берегите! Давайте
запомним правила энергосбережения: уходя из дома – гасите свет; Не включайте много электроприборов; не включайте свет в солнечную погоду;
не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете. А на прощание я подарю вам лампочку, но не простую, а энергосберегающую. У вас дома, наверно, есть такие? ( Ответы детей: да, есть). Ее можно вкрутить в детском саду и электроэнергии будет расходоваться значительно меньше.
Рефлексия: Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Какие опыты вы повторите дома? Как теперь будете относиться к электричеству?