Валентина Левен
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Конденсация»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по окружающему миру
Тема. Конденсация
Цель. Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду
при охлаждении пара.
Материалы и оборудование: Матрешка, вода в чайнике, тарелка, стакан, магнитная доска, магниты, картинки: лес, избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, печка, котел, схема - состояние воды, картинка "Почему предметы объединили в одну группу?".
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему „Конденсация“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель. Сегодня матрешка снова пришла к нам в гости. Давайте с ней поздороваемся.
2. Мотивационный этап. Формулировка цели занятия.
Воспитатель. Матрешка приготовила для вас вопрос? Поможем ей на него ответить?
Воспитатель показывает детям карточку, на ней изображены: вода, лед, снег, пар. Почему предметы объединили в одну группу, что в них общего? (это вода, только в разных состояниях) Вода может быть жидкой, твердой и газообразной в виде пара.
А может пар превратиться в воду? Выслушать ответы детей.
Сегодня мы послушаем сказку и узнаем ответ на этот вопрос. но сна-
чала вспомним загадку:
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).
Вода превращается в пар, если мы ее… (нагреваем).
3. Практическая часть.
Воспитатель. Итак, однажды Настенька пошла летом в лес собирать грибы. Летом жарко, солнышко светит не то что зимой – холодно и мороз. Шла Настенька по лесу, собирала грибы, и захотелось ей попить водички, а воды-то в лесу нигде не видать. Вот зимой в лесу везде снег лежит,и если захочется попить, то что можно сделать со снегом? Можно из снега воду получить?
Дети. Да! Снег растает, и будет вода.
Воспитатель. Но это зимой снега везде много, а летом снега нет. И вот шла Настенька
и искала какой-нибудь родничок, из которого можно попить. Но родничка не нигде было видно. И вот вдруг увидела она – стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга. Да жила она не одна, были у нее гуси.
Весёлые гуси (физкультминутка)
(Дети выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весё лых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
«Здравствуйте, бабушка», – сказала Настенька.
«Здравствуй, здравствуй, Настенька, – ответила Баба-яга. – Что тебя при-
вело в мою избушку?»
Настенька сказала, что очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички.
Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку – проверить, умеет
ли она отгадывать загадки.
В избушке у Бабы-яги была большая печка. На печке стоял большой- большой котел с кипящей водой. Баба-яга подкладывала дрова в печку, огонь нагревал котел с водой, и вода кипела.
Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала:
«Значит, ты, Настенька, хочешь водички попить? Ну хорошо, я напою тебя водой, только сначала посмотри сюда!»
И показала Баба-яга Настеньке большой горячий кипящий котел с водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый горячий пар – вода превращалась в пар.
Вот посмотрите, ребята, как вода кипела.
Педагог демонстрирует кипящий чайник с водой.
Воспитатель. И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над
водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя.
Вот тебе стаканчик, а загадка такая – попей из этого котла».
Что же делать Настеньке? Вода же горячая! Как же ее пить?
Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?
Дети. Нужно охладить воду.
Воспитатель. Ну конечно! Молодцы! Вот и Настенька, думала-думала и вспомнила
стишок, который она учила в детском садике:
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет пар,
Если пар вдруг охладится —
Превратится пар в водицу.
«Значит, пар нужно охладить!» – решила Настенька. Что же у нее есть холодное…
Поискала она в своей корзиночке и нашла тарелочку от пирожков. Потрогала Настенька тарелочку – она холодная. (Демонстрируется тарелка, детям предлагают ее потрогать.)
Пар – горячий, тарелка – холодная.
Прислонила она тарелку к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, который дала ей Баба-яга, и вот что получилось.
Дети наблюдают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стакан.
Педагог продолжает рассказ: «Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды!
Пар горячий – тарелка холодная, пар охлаждается и превращается в воду! Вот так по
капельке набрала Настенька воды в стаканчик и отгадала загадку Бабы-яги.
Удивилась Баба- яга: „Ну и молодец ты, Настенька, перехитрила меня!
Так уж и быть, я напою тебя водой и вот возьми себе на дорожку ягод и грибов!“ Дала Баба-яга Настеньке ягод и грибов. Настенька поблагодарила бабушку попила водички и пошла домой».
5. подведение итогов.
Мы послушали сказку про Настеньку, можете ли вы теперь ответить на матрешкин вопрос? Может пар превратиться в воду? Что для этого нужно? нарисуем схему превращения воды: вода - лед, лед - вода, вода - пар, пар- вода.