Наталья Мяклова
Конспект занятия — эксперимента. «Что такое микроорганизмы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Что такое микроорганизмы?»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социализация», «Развитие речи».
Цель: Продолжать формировать представления о микроорганизмах.
Задачи:
Образовательные. Сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
Развивающие. Развивать память, внимание, логическое мышление. Обогащать словарь детей.
Публикация «Конспект занятия — эксперимента, „Что такое микроорганизмы?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные. Воспитывать культурно - гигиенические навыки, интерес к экспериментальной деятельности. Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Материалы и оборудование.
Кусочки хлеба, покрытые плесенью; пластилин, стеки, доски для лепки по количеству детей; дневники наблюдений, микроскопы, лупы, перчатки.
Дети входят в зал, в котором находится лабораторное оборудование.
Ход эксперимента. - Ребята сегодня в нашей лаборатории присутствуют гости, давайте их поприветствуем.
Стук в дверь. Заходит доктор Айболит.
Айболит: Здравствуйте! Кажется я на правильном пути. Мне нужна научная лаборатория. Она здесь находится?
Дети : Да здесь.
Айболит : Уважаемые ученые! У меня огромная проблема, я уезжаю в Африку лечить больных зверей, но у меня осталось небольшое количество лекарства - пенициллина. Я просто не знаю куда мне обратиться. Мне в голову пришла отличная идея, обратиться со своей просьбой в вашу научную лабораторию, ведь в ней работают настоящие волшебники. Поможете ребята?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Но, для этого нам необходимо время… Давайте поступим так: Вы поезжайте уважаемый Айболит, а мы с коллегами поработаем над вашей проблемой.
Айболит: Хорошо! Я вылетаю и очень надеюсь на вас. До встречи!
Воспитатель : Задача не из лёгких, но мы постараемся с вами разобраться и помочь доктору. Но прежде чем мы начнём нашу работу, давайте с вами вспомним что такое лаборатория. (ответы детей)
- Какие вы молодцы, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием, т. е. экспериментированием. Следовательно, вы не просто дети, а все мы - НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ.
Для начала вспомним правила поведения в лаборатории:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ (ответы детей)
- вставать с места
- без надобности трогать оборудование, приборы
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
-нельзя пробовать препараты на вкус.
- Скажите, коллеги, с какой целью ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые стремятся разгадать загадки природы. А чтобы продолжить нашу работу нам необходимо отгадать загадку:
Если в ту трубу смотреть
Можно много разглядеть
Что не видно просто глазом
Нам труба покажет сразу
Глаз закрой один и вот
Всё увидит дети хором: (микроскоп)
Воспитатель : Правильно
Воспитатель: Мы начинаем нашу работу в научной лаборатории. Поэтому будьте внимательны и наблюдательны. Давайте вспомним, над чем мы сейчас работаем?
Дети: Мы наблюдаем и изучаем микроорганизмы, а также условия, в которых они растут.
Воспитатель: Что мы предположили, проводя эксперимент?
Дети: Что влага и тепло создают хорошие условия для роста микроорганизмов.
Воспитатель: Что мы делали вовремя проведения эксперимента?
Дети: Мы положили хлеб в два контейнера. Первый контейнер оставили открытым поставили в хорошо проветриваемое место на подоконник. Во второй контейнер положили намоченный в воде хлеб и плотно накрыли крышкой.
Воспитатель: Как мы отметили первый контейнер?
Дети: Он отмечен зеленым кружочкам.
Воспитатель: Давайте рассмотрим хлеб в первом контейнере, который находился на открытом воздухе. Для этого возьмите лупы.
Дети внимательно рассматривают кусочки хлеба с помощью лупы.
Воспитатель: Что вы можете сказать, как выглядит хлеб, как он изменился?
Дети: Хлеб выглядит сухим. (испарилась влага)
Воспитатель: Теперь рассмотрим хлеб, который находился во 2 контейнере, во влажных условиях, и стоял в тёплом месте.
Как мы отметили этот контейнер?
Дети: Он отмечен красным кружком.
Воспитатель: Как выглядит хлеб в этом контейнере?
Дети отмечают, что хлеб изменился, он покрылся плесенью.
Воспитатель: Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она опасна для человека. Но через прозрачный контейнер вы ее хорошо увидите.
Подумайте, можем ли мы теперь увидеть присутствие микробов?
Дети: Да, ведь на хлебе поселилась плесень.
Воспитатель: Давайте рассмотрим плесень через микроскоп. (рассмотрели сделали выводы) А что такое плесень?
Дети: Плесень - это особые микроорганизмы, микроскопические грибы.
Воспитатель: Коллеги, давайте теперь вместе с вами попробуем с помощью пластилина вырастить микробов. Возьмите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Это «микроб», попавший в человека или на предметы. Через некоторое время он начинает питаться и расти. Когда микроб достигает нужного размера, он просто делится пополам. (Разделите шарик на две части.)
Сколько «микробов» стало? Эти маленькие микробы питаются и растут (дети катают шарики по доске с мелко нарубленным пластилином). Микробы становятся большими и опять делятся надвое. И так это может продолжаться бесконечно.
Воспитатель: Коллеги! Я предлагаю вам сделать паузу и в игре изобразить как растут микроорганизмы.
Игра малоподвижная «Микроша».
Воспитатель: Итак, коллеги мы с вами ещё раз убедились, как быстро могут размножаться бактерии. А теперь давайте с вами посмотрим на слайдах разные виды плесени, её многообразие. (дети присаживаются на стульчики)
Просмотр слайдов (беседа по безопасности)
Воспитатель: Продолжим наше исследование. Как вы думаете, плесень только вредит, или может нести какую-либо пользу?
Дети: Плесень может быть и полезной людям. При помощи плесени готовят сыры, лимонную кислоту, заменитель сахара, хлеб.
Воспитатель: Совершенно верно. Эта плесень называется благородная., голубая, белая плесень. Ещё плесень используется для приготовления лекарства «пенициллин». Пенициллин помогает бороться со многими болезнями. Он входит в состав лекарственных препаратов, снижающих температуру, улучшающих самочувствие. В 1928 г. Александр Флеминг-учёный биолог проводя эксперимент обнаружил, что плесень вырабатывает вещество убивающее бактерии. В последствии он выделил молекулу, известную как «пенициллин». Мы провели научные исследования, справились с поставленной задачей и узнали, что с помощью плесени можно получить лекарство пенициллин, а значит - мы сможем помочь доктору Айболиту. На следующей встрече в нашей лаборатории мы непосредственно займемся изготовлением лекарственного препарата. Я предлагаю вам вместе с родителями узнать состав пенициллина. Во время выходных дней подготовьте рассказ, и нарисуйте рисунки о микроорганизмах в ваших дневниках наблюдений. В понедельник мы вместе оформим выставку ваших работ. Спасибо вам коллеги за хорошую работу.
Список используемой литературы:
Ребёнок в мире поиска-О. В. Дыбина 2012г
Неизведанное рядом-О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова. 2011г