Ольга Пеллинен
Конспект занятия-экспериментирования «Путешествие в прошлое бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в прошлое
бумаги».
Программное содержание.
Познакомить детей с историей бумаги,
с современными видами бумаги. Развивать умение ориентироваться в прошлом бумаги.
Воспитывать бережное отношение к бумаге.
Учить детей рассматривать предметы,
называть материал, опытным путем определять
его качества, свойства. Активизировать словарь за счет слов: камень, глина, береста, ткань,
твердый, тяжелый, хрупкая, шершавая.
Развивать мышление, память, познавательные интересы.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования „Путешествие в прошлое бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Закрепить навыки конструирования из бумаги (вертушка) : делать надрезы, соединять в центре, приклеивать к основанию палочки.
Оборудование и материалы: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг, мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры на каждого ребенка.
Ход занятия.
Ребята, мы пришли в музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги. Вашим экскурсоводом буду я. Когда мы хотим что-то написать или нарисовать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что ее не было совсем. Хотите узнать, на чем писали люди?
Давайте посмотрим на первый экспонат, что это?
Подумайте и скажите, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы детей).
Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Однажды первобытный человек сидел в пещере и ежился от холода. Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Эта забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Поэтому человек придумал делать знаки и высекал их на камнях, на стенах пещеры (показ слайдов).
Хорошо придумано? Но скажите, удобен ли камень для письма? (ответы детей).
Правильно, ребята. Камень---неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. Сколько надо было потратить силы и времени чтобы высечь один знак (предложить высечь что-нибудь на камне).
Люди стали искать более удобный материал для письма. И сейчас посмотрим на другой экспонат.
Это глиняная дощечка. Для того, чтобы сделать такую дощечку, глину долго месили и когда дощечка была готова, по сырой глине писали острой палочкой. (Предложить детям порисовать на глиняной до щечке). Ребята, сравните камень и глину (ответы детей).
Правильно, глина легче камня, на ней удобнее писать, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь.
А сейчас пойдем и посмотрим на бересту (показ слайдов). Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали острой палочкой на бересте. Береста---это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не годилась. Давайте попробуем сложить бересту и сделать из нее обложку книги (дети выполняют задание и приходят к выводу, что береста ломается, а значит она хрупкая).
А сейчас посмотрим еще на один экспонат.
Что это? (ткань). Для чего она нужна? (ответы детей). А еще на ней можно писать.
Давайте мы с вами попробуем сложить ткань пополам и нарисовать на ней что-нибудь.
Удобно было рисовать? А почему? Правильно, ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне.
На чем же тогда писать? (показ слайдов о появлении бумаги).
В древние времена из далекой восточной страны
Китая, купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу. Какая по качеству была первая бумага? (желтая, шероховатая).
Правильно, ребята. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, несложной в изготовлении и удобной в использовании (показ образцов современных видов бумаги).
Как люди используют бумагу?
На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги.
Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам вам картинки, а вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д.
Молодцы, вы правильно выполнили задание.
Вот и заканчивается наше посещение музея прошлого бумаги, и нам пора возвращаться в группу.
-скажите мне, где мы с вами были?
-что нового вы узнали пока были в музее?
(-узнали, на чем раньше писали;
- узнали о происхождении бумаги;
-где впервые научились делать бумагу.)
Молодцы, ребята, вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы. А сейчас мы с вами в группе сделаем из бумаги вертушки для игры с ветром.