Иванова Елена Владимировна
Конспект занятия «Экскурсия в лесничество»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:Иванова Елена Владимировна
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей желание беречь, помогать и охранять природу, культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувство дружбы, сплоченности, коллективизма, сотрудничества.
Образовательные задачи: Обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, луг). Познакомить с трудом лесника и с его обязанностями. Закрепить с детьми правила поведения в природе.
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в лесничество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивающие задачи: Развивать способность самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении, каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов; развивать память, воображение, внимание, коммуникативные способности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,художественно-эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, птицах, насекомых, с изображением лесов, водоёмов, лугов, луговых цветов; чтение книг познавательного цикла по экологии; отгадывание загадок экологического направления.
Оборудование: макеты срубленных деревьев, ткань зелёного цвета,макеты маленьких деревьев и кустарников, картинки с изображением следов животных,макет муравейника,экологические знаки по правилам поведения в природе, тонкие веточки деревьев, гнездо.
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: воспитатели, дети.
Содержание деятельности
1. Организация детей. Введение в образовательную ситуацию. Актуализация представлений детей по теме.
Дети в группе здороваются с гостями.
На мольберте картинки леса, луга, поля.
Воспитатель (обращает внимание детей на мольберт) :Ребята, что вы видите на мольберте? (ответы детей).
Предполагаемые ответы детей: лес, трава, цветы, животные, насекомые.
Воспитатель: Что такое природа? Человек может жить без природы? Почему? (ответы детей). Какие профессии людей, которые заботятся о природе, вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:Садовник, дворник, лесник.
Воспитатель: Как эти люди помогают природе?
Предполагаемые ответы детей: Лесник охраняет лес, садовник сажает, поливает растения, дворник убирает мусор.
Воспитатель: А вы хотите побывать в лесничем хозяйстве и познакомиться с трудом лесника?
Мы можем взять с собой экологические знаки, которые изготовили в группе? Как вы думаете, они могут пригодиться в лесу?
Дети переходят в музыкальный зал, демонстрируется видеоролик «Весенний лес».
Воспитатель:Вот мы и в лесу. Смотрите, как красиво вокруг!
Появляется Лесник.
Лесник : Здравствуйте, ребята! Вы кто такие будете?
Дети и воспитатель: Мы прибыли к вам из 73 детского сада. И хотели бы познакомиться с вами и вашими владениями. Хотим больше узнать о вашей работе. Правда, ребята?
Лесник :Я с удовольствием расскажу вам обо всем и покажу свои владения. Но прежде чем мы отправимся в лес,скажите, вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Предполагаемые ответы детей: Нельзя кричать, ломать ветки деревьев, нельзя разжигать костры.
Лесник : Молодцы ребята!
2. Создание первой проблемной ситуации, проектирование ее решения,
решение проблемы в деятельности
Дети проходят по «тропинке» и попадают на участок леса (подходят к макету, где были вырублены деревья.
Лесник :Какой ужас! Что здесь могло произойти?
Предполагаемые ответы детей. Кто-то вырубил все деревья.
Лесник : Но кто это мог сделать?
Предполагаемые ответы детей:Люди.
Лесник : А как называют людей, которые не любят и не ценят природу.
Предполагаемые ответы детей: Таких людей называют браконьерами.
Лесник : Как вы думаете, чем можно помочь вырубленному лесу?
Предполагаемые ответы детей: посадить новые деревья.
Лесник : Хотите, мывместе посадим новые деревья и кустарники?
Дети выставляют небольшие макеты деревьев и кустарников, воспитатель убирает пеньки.
Лесник :Как мы можем обезопасить лес от вырубки деревьев?
Предполагаемые ответы детей: Нужно установить экологический знак.
Воспитатель: Ребята, у нас есть нужный знак?Вы согласны подарить его леснику и установить там, где это необходимо?
Дети совместно с лесником и воспитателем устанавливают экологический знак. «Не рубите деревья!»
Лесник : Вы такие молодцы! Спасибо!
Воспитатель: А какую пользу приносят деревья?
Предполагаемые ответы детей: Деревья выделяют кислород, и все живые существа им дышат. Листьями и корой деревьев питаются животные.
Лесник : Молодцы, как много вы знаете о природе.
Воспитатель: А что будет если исчезнут все деревья?
Предполагаемые ответы детей: Животным нечего будет есть, будет грязный воздух и др.
3. Создание второй проблемной ситуации, проектирование ее решения,
решение проблемы в деятельности
Дети вместе с лесником и воспитателем подходят к дереву, под которым находится муравейник. На нем лежат ветки деревьев.
Лесник : Ой-ой-ой, беда!
Воспитатель: Лесник, что такое?
Лесник : Может быть вы внимательно посмотрите и догадаетесь, что случилось и почему?
Предполагаемые ответы детей: Муравейник накрыло сухими ветками, был сильный ветер.
Лесник : Можно спасти муравейник, как?
Предполагаемые ответы детей: Мы можем убрать ветки, и освободить муравейник.
Лесник : Вы готовы помочь муравьям?
Дети совместно с лесником и воспитателем убирают ветки.
Лесник : Ребята, мы справились, очистили муравейник от веток? А что вы знаете о муравейнике и его жителях?
Предполагаемые ответы детей:В муравейниках живут муравьи.
Лесник :Какую пользу лесу приносят муравьи?
Предполагаемые ответы детейОни съедают вредных насекомых.
Воспитатель:А можно ли разорять муравейники? Почему?
Предполагаемые ответы детей: Нет, потому что можно раздавить муравьев, а они нужны лесу.
Лесник :Какое же ещё правило надо соблюдать в лесу?
Предполагаемые ответы детей: Нельзя разорять муравейники.
Воспитатель: Как мы можем помочь муравьям, чтобы никто не разрушил их дом?
Предполагаемые ответы детей: установить экологический знак.
Воспитатель: Ребята, у нас есть такой знак? Как он называется?
Предполагаемые ответы детей: «Не разрушайте муравейники»
Дети устанавливают знак.
Воспитатель: разрушать муравейник нельзя, а что делать можно?
Предполагаемые ответы детей:Наблюдать со стороны за жизнью муравьев.
Воспитатель: Лесник, а мы с ребятами знаем интересную игру про муравьев.
Хотите с нами поиграть?
Лесник : С удовольствием, а вы шуметь и кричать не будем?
Физкультминутка «Муравейник»
Муравейник на поляне ночью крепко спит.
А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают;
Лапками перебирают, и головками качают.
Муравьишек ровно пять: 1-2-3-4-5!
Очень дружные они!
Ты дружок, их береги!
Дети вместе с воспитателем и лесником выполняют движения в соответствии со словами.
4. Создание третьей проблемной ситуации, проектирование ее решения,
решение проблемы в деятельности
На экране видеоролик «Птицы в лесу»
Лесник : Как прекрасно поют птицы. Ребята, мне кажется, я слышу жалобный крик, может кому-то нужна помощь?
Лесник подводит детей к дереву с гнездом, видят под деревом птичье гнездо.
Лесник : Посмотрите, что это?
Предполагаемые ответы детей: Птичье гнездо.
Лесник : Что с ним не так?
Предполагаемые ответы детей: Упало и повредилось.
Лесник : Почему он упало, кто виноват?
Предполагаемые ответы детей: Люди, ветер, другие птицы.
Воспитатель: Что можно сделать, чем помочь?
Предполагаемые ответы детей: восстановить гнездо, повесить на дерево.
Лесник : Вы готовы помочь?
Дети собирают веточки и складывают в гнездо.
Лесник : Спасибо за помощь, а вы знаете, для чего птицам нужны гнёзда?
Предполагаемые ответы детей: Птицы в гнёздах высиживают свои яйца, выводят и выращивают птенцов.
Лесник :А можно ли разорять птичьи гнёзда, брать в руки их яйца, маленьких птенцов?
Предполагаемые ответы детей: Разорять птичьи гнёзда нельзя. Яйца птиц брать в руки тоже нельзя, так как оно может расколоться и тогда птенец не появится на свет, если птенца взять в руки, птица может от него отказаться.
Лесник : А как вы думаете, может ли лес жить без птиц?
Лесник : Для чего в лесу нужны птицы?
Предполагаемые ответы детей: Они уничтожают вредных насекомых, очищают лес, лечат деревья.
Лесник : Молодцы, ребята! Вы столько знаете о птицах! Можем ли мы у дерева с гнездом установить экологический знак? Какой?
Дети ставят знак «Не разрушайте птичьи гнезда»
5. Создание четвертой проблемной ситуации, проектирование ее решения,
решение проблемы в деятельности
На «земле» следы диких животных (медведь, волк, лисица).
Воспитатель: Посмотрите, здесь чьи-то следы, кто их мог оставить?
Предполагаемые ответы детей: Это следы животных
Лесник : Посмотрите внимательно на следы, кому они принадлежат?
Предполагаемые ответы детей: дети предполагают.
Лесник : Я по следам могу определить любого животного. Проверим правильность ваших догадок? Лесник на экране демонстрирует правильные ответы.
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать всех этих животных, какие они?
Предполагаемые ответы детей: дикие
Лесник : А может вы знаете, как вести себя при встрече с дикими животными?
Предполагаемые ответы детей: Не кричать, не подавать виду что мы боимся, волку нужно смотреть прямо в глаза, не убегать от животного.
Воспитатель: Как вы думаете, а смогли бы жить животные, если бы исчезли все птицы и растения?
Воспитатель: Какую пользу приносят дикие животные лесу?
Предполагаемые ответы детей: Они поедают слабых и больных животных, грызунов и т. д.
Воспитатель: Вот видишь лесник, наши ребята и это знают.
Лесник : Какие вы молодцы, как много вы знаете о животных! Ну что ж отправляемся дальше?
6. Создание пятой проблемной ситуации, проектирование ее решения,
решение проблемы в деятельности
Демонстрируется видеоролик «Лесная поляна»
Лесник : У меня в лесу есть удивительная полянка, куда я не пускаю ни одного человека. Хотите посмотреть со стороны?
Демонстрируется видеоролик «Лесная поляна», затем на мольберте изображения исчезающих цветов (подснежник, ландыш, пролеска, морозник, василек, мак, лютик, колокольчик)
Воспитатель: Ребята,может соберем букеты из этих прекрасных цветов? Почему мы не можем прогуляться по поляне, собрать букеты из этих цветов?
Предполагаемые ответы детей: их осталось в природе очень мало, они занесены в Красную книгу.
Лесник : Из-за чего этих цветов осталось очень мало?
Предполагаемые ответы детей: люди топчут, срывают цветы с корнями.
Лесник : Молодцы ребята и это вы знаете! Все эти растения нужно оберегать и ни в коем случае не топтать и не срывать с корнями. Ребята, а мы можем как-то помочь леснику защитить эту чудесную полянку и напомнить людям, что цветы с корнями рвать нельзя?
Предполагаемые ответы детей. Поставить экологический знак «Рвать цветы запрещено»
Лесник : Ой, спасибо ребята: рвать цветы запрещается, а что же разрешается? Какие вы молодцы, столько полезных дел помогли сегодня сделать.
7. Подведение итогов, результатов, анализ деятельности.
Воспитатель: Ребята, что же полезного сделали мы сегодня?
Предполагаемые ответы детей: посадили новые деревья и кустарники, спасли муравейник, помогли восстановить птичье гнездо, отгадали следы животных, поставили для людей в лесу экологические знаки: не рубите деревья, не разрушайте муравейники, не разрушайте птичьи гнезда, не рвите цветы.
Лесник :В лесу живут растения, животные, насекомые, птицы. Как можно, одним словом назвать лес?
Предполагаемые ответы детей: дом
Лесник : На память хочу подарить вам вот эту картину, на которой видно, что лес- это один большой дом, где все взаимосвязано и каждый житель для леса очень важен, и я, работая лесником, забочусь о каждом.
Воспитатель: Спасибо вам за такой подарок, она нам очень пригодиться в дальнейшем изучении природы леса. мы повесим эту картину в группе и будем вспоминать нашу встречу. Правда, ребята?
Воспитатель: Спасибо вам, Лесник за такое интересное путешествие.
Прощаются с лесником. Возвращаются в детский сад.