Кибец Марина Юрьевна
Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)
Задачи.
1. Продолжать учить детей замечать те изменения, которые происходят на водоеме.
2. Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать о типичных представителях фауны пруда.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Экскурсия к водоёму“ (реке)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
3. Формировать эстетическое восприятие - учить детей видеть красоту водоема (много воды, вода блестит на солнце, по берегам реки растут травы, цветы).
4. Формировать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: водомерка, мотыль, малек; пополнять его новыми названиями растений.
5. Учить отгадывать загадки, развивать мышление.
6. Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить).
7. Продолжать учить детей аккуратно относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический; беседа, игра, наблюдение.
Предварительная работа: просмотр презентации «Обитатели водоёма»; беседа о правилах движения по улицам поселка; чтение сказки «Лягушка-путешественница».
Ход экскурсии:
Воспитатель: загадаю я вам вот такую загадку
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается.
Как это зеркало называется? (пруд)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте вспомним правила поведения около воды:
• У воды не шуметь
• Не брать в руки жуков, лягушек
• Не рвать растения
• У воды не толкаться
• Не подходить близко к воде.
Воспитатель: Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.
1. Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту квакушку?
Зелёную толстушку,
Зовут её – (Лягушка)
2. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
3. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем. (улитка)
4. Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет. (плавунец)
5. Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернет
Всю ватагу поведет. (утка с утятами)
Воспитатель: а еще здесь растут растения, которые без воды жить не могут, попробуем их отгадать?
1. На речке стоит он
Зелёной стеной,
И ветер шумит в нём ненастной порой.
Растёт он, защита и дом лягушат,
Они в его чаще укрыться спешат. (камыш)
2. На болоте, у пруда
Её вы встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша подружка. (осока)
3. Белая чашка на зелёном блюдце
По реке плывёт. (кувшинка)
Воспитатель: еще рядом с прудом живут насекомые, которых мы не назвали, давайте вспомним? Ответы детей: Стрекоза, бабочки.
Все эти животные, насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга.
Чайки, утки, цапли ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров.
Рыбы – водоросли, растения. Если убрать все камыши, осоку, кусты, то пруд высохнет. Если погибнут все комары - погибнут лягушки. В природе все взаимосвязано.
Предлагаю поиграть в игру «Цапли и лягушки».
Выбрать 2 цапли, начертить большой пруд. Цапли занимают места на противоположных сторонах пруда (передвигаются, высоко поднимая ноги). Остальные дети – лягушки. Они прыгают по всей площадке на двух ногах и говорят: Мы зелёные лягушки. Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд – цапли в нём нас не найдут.
После этих слов лягушки прыгают в пруд, а цапли стараются их запятнать. Пойманные лягушки остаются на берегу.
Воспитатель: Давайте сейчас встанем так как кому нравится и постоим тихо, посмотрим на пруд, послушаем его звуки, кто увидит что-то интересное поднимет вверх руку, и мы тихонечко все подойдем и посмотрим. (дети рассматривают пруд и его обитателей).
Воспитатель: Вдохните поглубже, чувствуете какой свежий воздух, как легко дышится, как прохладно у воды – все это приносит пользу для нас с вами, для нашего здоровья.
Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке, в пруду много рыбок и больших, и маленьких они плавают туда и обратно, как будто играют в догонялки, а жуки водомерки ходят взад и вперед, измеряя пруд шагами.
Камыши стоят как стражники, в камышах смеются лягушки, по краям пруда цветет кубышка, а над ней летаю стрекозы, бабочки. Вот какая красота есть у нас в поселке.
Но ребятки видите не везде наш пруд такой чистый и красивый, кто-то решил бросить в пруд бутылку, а кто-то и другой мусор. Как вы думаете нравится это жителям пруда?
Дети: Нет
Воспитатель: конечно, нет!
Не бросай ты в пруд бумажку,
И бутылку не кидай!
Пожалей в пруду лягушку,
Рыбкам жить спокойно дай!
Запомните дети это правило и расскажите дома.
Индивидуальное, самостоятельное наблюдение.
- Посмотрите, на берегу речки лежит песок. Давайте его рассмотрим. Скажите, похож ли этот песок на тот, с каким вы играете в песочнице? Чем он отличается? (Цветом – этот песок светлее).
- Рассматривания песочка. Что вы видите? Какой он? (Песчинки разного размера и разного цвета).
- Потрогайте песок. Какой он на ощупь? (Холодный, влажный).
- Если вы внимательно посмотрите, то увидите в песке обломки ракушек и мелкие камешки.
- Давайте соберём немного песка и возьмём его с собой для нашего аквариума.
А сейчас нам пора возвращаться, сегодня вечером мы с вами составим рассказы о том каким вы увидели пруд, а завтра нарисуем, хорошо.