Татьяна Денисенко
Конспект занятия «Экскурсия в библиотеку»
▼ Скачать + Заказать документы
(старший дошкольный возраст)
Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской деятельности детей «Экскурсия в библиотеку»
Задачи:
Создать условия для знакомства детей с особенностями работы людей в библиотеке.
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в библиотеку“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в библиотеку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирая стиль общения;
Создать условия для развития умения задавать вопросы;
Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней; уважение к труду работников библиотеки.
Пополнять активный словарь детей: библиотека, библиотекарь, формуляр, переплет, страницы, обложка, иллюстрации, читатель, картотека.
Ход экскурсии.
Воспитатель сообщает детям о том, что ему очень нужна книга Виктора Драгунского «Друг детства». К сожалению, в магазине такой книги нет. Как вы думаете, где мы можем найти нужную книгу? (Предположения детей). Правильно, но есть еще специальные дома для книг. Отгадайте загадку.
Что за чудо – книжный дом,
У каждой книжки место в нем.
(Библиотека)
Воспитатель. Это библиотека. Кто-нибудь из вас был в библиотеке? (Ответы детей)
Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться за нужной книгой в библиотеку.
Экскурсия в библиотеку.
Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.
Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?
Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.
Дети:
- надо внимательно слушать
- разговаривать можно только шепотом
- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
- взял посмотреть, положи на место
В библиотеке детей встречает работник библиотеки, которая интересуется, зачем дети пришли. Воспитатель вместе с детьми объясняют цель визита, и библиотекарь с удовольствием соглашается помочь.
Библиотекарь : Я очень рада видеть вас, ребята!
Библиотекарь : Проходите, пожалуйста! Это наш читальный зал. Что вы здесь видите?
Зачем нужны столы и стулья? (Ответы детей)
Садитесь за столы, пожалуйста! (Дети садятся)
Библиотекарь : Знаете ли вы, что означает слово «Библиотека
Библиотека – слово не русское. Оно состоит из двух слов – библио и тека. Библио означает книга, а тека – хранилище. Если это слово перевести на русский язык, получится книжное хранилище, или хранилище книг. В нашем городе две библиотеки : детская и взрослая. Книг в библиотеке очень много. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно. С их помощью можно ответить на любой вопрос:
Кто такие динозавры?
И откуда льется дождь?
Почему на карте мира
Чудо остров не найдешь?
Л. Осипова
Это, конечно, шутка, но в детской библиотеке найдутся любые книги: и сказки, и стихи, и загадки, и приключения.
Воспитатель обращает внимание детей на множество книг, и просит библиотекаря сначала немного рассказать о своей работе.
Библиотекарь. Библиотекарь — очень нужная профессия. Библиотекари помогают выбрать интересующую книгу, знакомят с новинками, советуют, выдают специальный документ — читательский билет, по которому можно получать книги.
Для того чтобы стать хорошим библиотекарем, нужно много читать, иначе ты не сможешь посоветовать другим, какую книгу выбрать. Но помимо этого, человек, который собирается стать библиотекарем, должен быть очень аккуратным и обладать хорошей памятью: ведь ему нужно чётко знать, где в хранилище лежат книги на ту или иную тему.
Немного из истории библиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.
Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги?
Библиотекарь может дать только тому книгу, кто запишется в библиотеку. Чтобы записать читателя в библиотеку, он берет вот такую маленькую книжечку.
В нее записывает сведения о читателе. Такая книжечка или карточка, куда записываются какие-нибудь сведения, называется формуляр.
Воспитатель. Повторите это новое для вас слово. Как вы думаете, что нужно записать библиотекарю в формуляр читателя? (Ответы детей) Да, он записывает фамилию, имя читателя. В формуляр обязательно записывается адрес читателя и его телефон. Как вы думаете зачем? (Ответы детей). После того как записали читателя, он может выбрать книгу.
Библиотекарь. Итак вам нужна книга «Друг детства». Кто написал эту книгу? (В. Драгунский).
Но в библиотеке очень много книг. Как же узнать, есть ли такая книга в нашей библиотеке? (Ответы детей)
Чтобы легче было найти нужную тему книги, на полках есть разделители с темами (показывает). Вы можете прочитать или посмотреть рисунок и поймете, что здесь подобраны книги о природе и технике. Так как книг в библиотеке много, нужно уметь выбрать самую необходимую. Это умение придет, если вы узнаете секрет «золотого ключика». В каждой библиотеке есть такой ключик к книгам – картотека.
Рассматривание картотеки
Да, в этих карточках написаны фамилии писателей, названия их книг и где можно найти книгу.
Итак, нам надо найти книгу Виктор Драгунский «Друг детства» Какой первый звук в слове Драгунский? (Д) Теперь посмотрим в ящичке, на котором написана буква Д, есть ли книга Драгунского в библиотеке. Да, эта книга есть в библиотеке. Теперь нам надо найти книгу на полках. Обратите внимание на полки, что в них необычного? (Ответы детей) Эти полки длинные и у них нет задних стенок.
Такие длинные полки называются стеллажами. Как же нам на стеллажах найти книгу Драгунского? Что нам поможет? (Ответы детей)
Вы видите, как много книг в библиотеке. Одну и ту же книгу читают много детей и каждому приятно взять в руки вот такую чистую, аккуратную книгу. Библиотекарь : Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.
Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Книжка про книжки». Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:
Правила обращения с книгой
• Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
• При чтении книг пользуйся закладкой.
• Не загибай книжные страницы.
• Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
• Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
• Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
• Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.
«Правила пользования библиотекой»
• В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.
• Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
• С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
• Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
• Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли
Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)
Библиотекарь быстро находит книгу, заводит карточку на воспитателя, записывает данные о воспитателе, о книге и вручает её педагогу.
Воспитатель: Спасибо вам за книгу. Теперь мы ее сегодня обязательно прочитаем.
Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .
Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?
Дети: Тихо, не шуметь!
Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)
Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и книгу Дарят песню «Грибочки» и открытку (которую выполнили вместе с воспитателем).
3. Заключительный этап. Во вторую половину дня чтение рассказа Виктор Драгунский «Друг детства» и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе)