Лидия Васильевна Шигеева
Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия на луг. Знакомство с лечебными травами»
▼ Скачать + Заказать документы
НА ТЕМУ: «ЭКСКУРСИЯ НА ЛУГ.
ЗНАКОМСТВО С ЛЕЧЕБНЫМИ ТРАВАМИ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: ШИГЕЕВА Л. В.
Цели: Формировать у детей реалистические представления о природе, её красоте.
Расширять у детей представления о пользе лекарственных трав, растущих на лугу.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Экскурсия на луг, Знакомство с лечебными травами“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Ввести в словарь детей понятие «целебные травы». Воспитывать бережное отношение к природе
Ход занятия:
Вместе с детьми выходим на участок детского сада.
- Дети, посмотрите, к нам на участок прилетел листок. Давайте прочитаем, что там написано. Читаем: «Здравствуйте, дорогие дети! Приглашаю вас в гости на волшебный луг. Живу я на свете очень долго. Много наблюдаю, замечаю, знаю. Днём сплю, а ночью летаю».
- Как вы думаете, от кого это письмо? (от мудрой совы)
- Хотите отправиться в гости? (хотим)
(Строимся парами и отправляемся по тропинке на луг).
- Дети, вот мы подошли к лугу.
Посмотри – ка ты, дружок,
На зелёненький лужок!
Посмотри, какой ковёр
Перед нами распростёр.
-На что похож луг? (на ковёр)
-Давайте полюбуемся красотой цветущего луга. Он весь покрыт цветущими травами.
-Давайте вспомним правила поведения в природе (ответы детей).
-Скажите, как называются травы, которые растут на лугу? (луговые)
-Кто из вас увидел знакомые растения? Назовите их. (называют)
-На лугу растут разные травы и цветы. Они укрыли землю разноцветным ковром – пёстрым, ярким, их много и они разные. Мы видим золотые головки одуванчика, розовые шапки клевера, ромашки в белых сарафанчиках, расправил свои широкие листья лопух. А ещё здесь есть крапива.
-Давайте закроем глаза и вдохнём полной грудью воздух. Что вы почувствовали? (нежный аромат цветов и трав, медовый запах, здесь дышится легко)
-Как вы думаете, какую пользу приносят травы? (создают красоту, травой питаются животные, их семенами кормятся птицы, а ещё они помогают людям лечить всякие заболевания)
-Правильно! Растений на Земле очень много. Среди них есть лекарственные. С давних времён люди заметитли, что многие травы помогают от разных недуг, от болей, что травы обладают лечебными свойствами и поэтому их назвали «целебными».
-Сейчас очень много «целебных» трав продают в аптеках. Кому из вас приходилось применять травы? ( ответы: полоскать горлышко ромашковой водичкой; когда поцарапала пальчик, бабушка помыла листочек подорожника и приложила его к ранке).
-Некоторые люди заготавливают травы сами. Как вы думаете, где можно собирать травы? (ответы).
-Можно ли собирать травы вблизи дорог? (нельзя). Почему?
-Можно ли собирать травы в городе? (нельзя). Почему?
-Вы правильно отметили: нельзя собирать травы вблизи дорог, где ездит транспорт, нельзя собирать травы в городских парках и скверах, нельзя собирать травы, которые повреждены или сломаны. Ведь в таких местах на растениях скапливается грязь, пыль, в городе они впитывают все вредные вещества из воздуха и из почвы. Такие растения принесут только вред, а не пользу здоровью человека. Лучше собирать травы в экологически чистых местах. И собирать нужно лишь известные травы.
-Сегодня я расскажу вам о целебных травах, которые мы встретим на нашем лугу. Послушайте стихотворение, скажите, о каком растении идё т речь:
«Есть множество цветов красивых, осторожных,
Но мне приятней всех особый – подорожник!» (говорится о подорожнике).
-Это растение можно встретить и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт у дороги.
-Давайте рассмотрим подорожник, потрогаем его. Какие у него листья, стебель? ( ответы: листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками). Корень у подорожника сильный, его трудно вырвать из почвы.
-Как вы думаете, почему подорожник чаще растёт у дороги? (рассуждения детей).
-Люди ходят по дороге, животные ходят вдоль дорог. Семечки подорожника прилипают к обуви людей и копытам животных и разносятся по земле. Где появились семена, там и вырастает подорожник. В народе подорожник называют «аптека у дороги». Лист подорожника помогает при порезах, ушибах, ранках. Листочек подорожника нужно сполоснуть водой, немного помять, а затем приложить к больному месту.
-Подходим к следующему растению. Как называется это растение? (ответы детей).
-Да это крапива – «Крапиву только тронь – отдёрнешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь».
-Как вы думаете, почему крапива жжётся? (размышления детей, предположения).
- Листья и стебли крапивы покрыты жгучими волосками. Когда мы касаемся руками листа крапивы, волосок прокалывает кожу и в ранку попадает жгучая жидкость, появляются волдыри.
-Кто знает, чем полезна крапива? (ответы детей).
-Крапива лечит раны, ушибы, её отвар помогает от кашля. Если промыть волосы отваром крапивы, то они становятся мягкими и пушистыми, быстро растут. Люди благодарят крапиву за большое количество витаминов. Поэтому из её листьев делают салаты и варят щи.
-Послушайте загадку о растении, с которым мы будем знакомиться сейчас.
«У лесной сторожки стоит солнышко на ножке.
Серёдка жёлтая, юбка белая». (ромашка)
-Кто из вас знает, чем полезна ромашка? (ответы детей).
-Правильно! Ромашка тоже обладает целебными свойствами: если заболело горло, можно пополоскать отваром ромашки; ромашка лечит раны, ожоги, ушибы. Её применяют от кашля.
-Послушайте ещё одну загадку: «На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар». (одуванчик)
-Что вы знаете об одуванчике? (он сначала жёлтый, а потом становится белым).
-Одуванчик имеет тоже полезные свойства. Его используют от кашля и улучшения аппетита. В листьях одуванчика много витаминов, поэтому из них делают салат. А из цветочков варят варенье. Оно очень вкусное, ароматное и по цвету похоже на мёд.
-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Погуляйте по лугу, полюбуйтесь его красотой и найдите растение, которое вам не знакомо, но не рвите его, а просто покажите. (дети находят тысячелистник)
-Это растение называется тысячелистник. Кто – нибудь знает, почему у него такое название? (предположения детей)
-Посмотрите, цветы у тысячелистника бывают светло розового цвета, белого и даже немного желтоватого. Если внимательно рассмотреть цветок тысячелистника, то можно заметить, что он состоит из множества маленьких цветочков. (рассматривают). А теперь посмотрите на стебель тысячелистника. (рассматривают). На стебле расположено очень много резных листочков, их просто невозможно сосчитать. Их, наверное, целая тысяча. Поэтому это растение и называют тысячелистником.
-Понюхайте тысячелистник. У него очень необычный запах. Очень приятный, хочется долго нюхать и вдыхать аромат этой травки.
-Тысячелистник – это тоже лекарственное растение, он повышает аппетит, помогает нашему желудку, хорошо заживляет раны, из него получается вкусный и ароматный чай.
-А вот ещё одно очень интересное растение, которое растёт на нашем лугу. Кто знает, как оно называется? (показываю клевер).
-Да это клевер: «Клевер тих и не высок
И хранит он сладкий сок.
Пчёлы ведь к нему недаром
Прилетают за нектаром».
-Клевер красивое, ароматное растение. Его любят дети и пчё лы: «Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет».
-Цветы клевера бывают не только красные, но и белые. Клевер растёт на лугах, полях, лесах. Из цветов клевера делают настои и полощут горло, он помогает при простуде, кашле; он помогает избавиться от микробов, в нём много витаминов. Собирают клевер во время цветения.
-Ну вот, ребята, наша экскурсия подходит к концу. Вам понравилась экскурсия? Какие целебные травы вы запомнили? Почему их так называют? (они помогают при лечении заболеваний).
-Ребята, нужно помнить, лечение травами не всегда полезно. Нужно знать, как употреблять лечебные травы, а для этого необходимо побеседовать с врачом.
-Дети, посмотрите, на цветке тысячелистника перо с запиской. Вы догадались, чьё оно?
-Да, это перо Мудрой совы. Читаем записку: «Дорогие дети! Запомните самое главное и важное правило: Берегите природу! Найдите под цветами клевера сундучок. Вас ожидает сюрприз. Удачи!»
(Находим сундучок с лекарственными травами для гербария. Медали «Знатоку природы», благодарим Мудрую сову и возвращаемся в группу).