Елена Ситникова
Конспект занятия «Воздух и вода-наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - развивать экологическое мышление в процессе проведения исследований и опытов.
.
Задачи:
-расширить знания детей о свойствах воздуха, воды, солнца в жизни человека и взаимодействии между ними;
- пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами исследования;
- формировать представление о переходе одного вещества в другое;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия „Воздух и вода-наше богатство“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Материал: глобус, макет человека (органы дыхания, 2 воздушных шарика, емкости разной формы для воды, целлофановые пакеты, лед в стеклянной емкости для каждого ребенка, стаканы для соленой и сладкой воды.
Предварительная работа:
Беседы о воде и воздухе, наблюдение за движением ветра, его силой, направлением, их роль в жизни человека и живых существ. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ. Наблюдение на прогулке за состоянием воды, переходе ее из одного состояния в другое. Изучение глобуса.
Ход занятия.
В: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.
В: Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
В: теперь присаживайтесь на стулья, послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Лесов и рек немало, их много на Земле,
Они любовь и счастье подарят друг тебе.
Они очистят воздух и жажду утолят,
И в жаркий летний полдень от зноя защитят.
Леса ты береги и не руби так зря.
И знай, что вся Земля – родная мать твоя.
Прекрасней не найти нигде гармонии такой.
Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!
В: О чем это стихотворение?
Д : О Земле, реках, озерах, лесах
В: Как надо к ним относиться всем людям на земле?
Д: Надо беречь реки, озера, леса.
Воспитатель показывает глобус.
В: Вот такой планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
В: Как, называется эта модель?
Д: глобус
В: Посмотрите на глобус, что обозначают цвета зеленый, желтый и коричневый
Д: Зеленый цвет - леса, коричневые цвета - горы, а желтые - пустыни.
В: Что обозначено голубым цветом?
Д: Океаны и моря, реки, озера.
В: Верно. Посмотрите, как обозначены реки?
Д: Они похожи на тоненькие голубые нити, переплетающие материки.
В: Ребята, еще голубым цветом обозначают озера и родники, мы их не видим на карте они маленькие, но с них все начинается.
В: Послушайте стихотворение, нам его расскажет Даша
Чтение стихотворения И. А. Бунина «Родник».
Родничок журчит, струится
День и ночь из года в год:
Чтобы смог воды напиться,
Кто захочет, кто придёт.
Мать-Земля меня послала,
Для своих живых детей:
Для зверушек и растений,
И, конечно, для людей.
Чтоб напились, чтоб умылись,
Чтоб здоровыми росли,
Чтоб любили, понимали,
И Природу берегли.
Родничок не умолкает
Чистый, вкусный сок Земли,
Всех напоит:- что осталось, -
В воды Матушки – Реки.
. В: Откуда берется чистая вода. ?
Д: Из родников
В: Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, реки в моря, моря в океаны.
Д: Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Необходимо беречь родники.
В: Откуда растения берут воду?
Д: Растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.
В: Как вы думаете, а зачем ещё нужна вода?
Д: Чтобы пить, готовить пищу.
В: Верно!
В: Можно прожить без воды?
Д: Нет, без воды нет жизни. Для всех живых существ нужна вода и воздух.
В: А теперь мы с вами оправимся в нашу лабораторию, превратимся в маленьких исследователей.
.
1 опыт «Вода не имеет формы».
На столе стоят 3 сосуда разной формы
В: Ребята наливаем воду в сосуды разной формы,
. В: Посмотрите, вода имеет форму?
Д: Нет. Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда в который ее нальют, еще вода жидкая, льется.
2 опыт «Вода не имеет вкуса»
В: Вы каждый день пьете воду, утоляете жажду. Ребята, вода имеет вкус? Чтобы убедится в этом, я предлагаю вам провести эксперимент. У вас на столе стоят 2 стакана с водой, слева и справа от вас. Берем стакан, стоящий слева, делаем глоток.
В: Ребята, какая вода на вкус?
Д: вода соленая
В: Ребята я предлагаю вам попробовать воду из 2 стакана стоящего справа. Ребята, какая вода на вкус?
Д: вода имеет сладкий вкус.
В: Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Д: Вода не имеет вкуса.
В: Правильно, вода не имеет вкуса, она приобретает вкус того вещества, которое мы в нее добавляем.
В: Скажите, чтобы приготовить суп мы в него кладем овощи, мясо, а какое вещество надо добавить, чтобы было вкусно?
Д: соль.
В: Когда мы варим компот, какое вещество добавляем?
Д: сахар
В: Ребята, а в каком состоянии бывает вода? Мы с вами наблюдали на прогулке.
Д: В жидком (дождь, лужи, роса) и твердом (лед, сосульки).
В: Правильно, вода бывает в жидком состоянии и в твердом (лед).
3 опыт «Состояние воды»
В: А сейчас мы проведем опыт «Состояние воды»
У вас на столах стоят тарелки с кусочками льда. Попробуйте пальцами, какой кусочек льда?
Д: Твердый, холодный.
В: Ребята, а что будет с вами, если вы побежите по ледяной дорожке?
Д: Можно поскользнуться, и упасть.
В: Почему?
Д: Лед скользкий.
В: Ребята, а посмотрите, что происходит со льдом в группе?
Д: Он тает, превращается в воду.
В: Что мы можем сказать про воду, как охарактеризовать ее?
Д: Вода не имеет формы, не имеет вкуса, вода жидкая (льется) или твердая (лед).
В: Скажите, что нас с вами окружает, такое прозрачное, без чего мы не можем жить и нескольких минут?
Д: Воздух.
В: Зачем, нам на Земле нужен воздух?
Д: Чтобы дышать, значит жить
В: Для того, чтобы понять, как устроены наши органы дыхания, рассмотрим макет человека
В: Давайте вдохнем воздух. Куда он попал?
Д: (в нос)
В: Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубку, затем через бронхи в легкие.
В: Без воздуха можем жить?
В: Нет, без воздуха нет жизни.
В: Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух?
Д: Чистый воздух нам дают растения, листочки.
В: Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ, который поглощают растения. А кислород нам дают листья деревьев и растений.
В: А чтобы жили растения, что для этого нужно?
Д: Что бы жили мы, животные, всему живому нужен воздух и вода.
4 опыт «Как мы дышим»
В: Ребята, давайте посмотрим, как работают наши легкие. Для этого опыта мне нужно 2 человека. Надуваем воздушные шары и сдуваем шары.
В: Вот так работают легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
В: Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез?
Д: без воздуха мы не могли бы жить
В: Правильно ребята, наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.
5 опыт – «Без воздуха»
В: Давайте проведем эксперимент. Пальцами закроем нос, и плотно закроем рот одновременно, что происходит?
Д: Нам нечем дышать.
В: Без воздуха мы можем жить?
Д: Нет, не можем жить без воздуха.
В: А какие свойства имеет воздух?
Ребята воздух имеет цвет?
Д: Нет, воздух невидим.
6 опыт «Воздух не имеет формы»
В: Возьмите, со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Я вызываю к себе ….) возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднеси его к лицу и нажми на него руками. Что ты чувствуешь?
Д: воздух можно почувствовать.
В: Воздух имеет форму?
Д: Нет, воздух не имеет формы
В: Ребята, а теперь подведем итоги.
Д: Воздух не имеет определенной формы, прозрачен, можем почувствовать (наблюдали на прогулке ветер).
7опыт «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели?
Д: Пузырьки, мы подули в трубочки, из нас вышел воздух в виде пузырьков.
В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Д: Нет
В: Почему?
Д: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,
Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. Дети садятся.
В: А сейчас, я вам прочитаю экологическую сказку.
Сказка «Спор»
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы уладить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь!» Нам вода нужна для роста и питания’’. Обрадовалась вода : «Я самая важная!’» «Но и без воздуха не проживешь!» — добавили растения. — Он нужен нам для того, чтобы дышать’’. Обрадовался Воздух : «Он самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.
В: Ребята, а что еще нужно для жизни и роста человека и растений?
Д: солнце
В: Что вы можете сказать о солнце, мы наблюдали с вами на прогулке, какое оно?
Д: Светит, от солнца тепло.
В: Зачем нужно солнце людям, животным, растениям?
Д: чтобы греть, светить
- Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор. Ведь вода и воздух—это богатство нашей планеты и залог здоровья, жизни людей, животных, и растений.